Публикации Отвечает святитель Феофан Затворник
ЗАКАМЬЕ ПРАВОСЛАВНОЕ

Официальный сайт Чистопольской епархии

  • Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
  • Татарстанская митрополия

По благословлению епископа Чистопольского и Нижнекамского Пахомия

Отвечает святитель Феофан Затворник

Что есть духовная жизнь? Как на нее настроиться? Одни из самых важных вопросов для человека ищущего спасения. Но часто ли мы задаем их себе и так ли уж горячо ищем ответ? Об этом задумываешься, открывая сочинения затворника, бежавшего от мира, от суеты, от известности. И ставшим духовным писателем, знаменитым на всю Россию.

Затвор для беспрепятственного книжничества

Святитель Феофан, затворник Вышенский – человек пути по-христиански парадоксального. Прекрасно образованный, талантливый, острого и живого ума, он превосходно владел языками, черпал сведения о жизни древних отцов из первоисточников. Перед ним открылся потрясающий образ православного аскетизма, повлиявший на выбор жизненного пути.

Еще в семинарии отмечали: «Отличается склонностью к уединению; назидателен в обращении с товарищами; подаёт собою пример трудолюбия и благонравия; кроток и молчалив». Потому выбор монашеского пути был не удивителен. Чего не скажешь о затворе. Заметный и даже выдающийся архиерей внезапно подает прошение: уходит сначала на покой, а затем в затвор. Это вызвало разговоры, недоумение, а у кого-то и неудовольствие. Сам же святитель Феофан писал об этом просто и скромно: «Из моего запора сделали затвор. Ничего тут затворнического нет. Я заперся, чтобы не мешали, но не в видах строжайшего подвижничества, а в видах беспрепятственного книжничества».

Уединенная жизнь, трудолюбие, собранность и молитва принесли свой плод. Святитель оставил нам бесценное сокровище – более 60-ти духовных произведений, большинство из которых написано им во время затвора и которые он завещал перед смертью всему русскому народу.

«Когда самого святителя спрашивали, в каком порядке лучше читать его книги, он отвечал: всё равно, – рассказывает епископ Чистопольский и Нижнекамский Пахомий. – Он писал не для монашествующих, может быть, даже для недостаточно воцерковлённых или вообще впервые заинтересовавшихся христианской литературой читателей. Поэтому у него всё написано предельно просто. Уверен, с творениями святителя Феофана нужно познакомиться всем христианам.

Начинающим советую письма святого, я всегда находил в них ответы на очень многие вопросы. “Начертания христианского нравоучения” – учебник нравственного богословия. Людям, серьёзно интересующимся духовной жизнью, она откроет много полезного и интересного. Очень советую почитать книгу “Евангельские истории о Боге Сыне”, особенно тем, кто плохо разбирается в Священном Писании. Это удивительный путеводитель по Евангелию, очень доходчивое, простое описание событий Священной истории. Самая известная и популярная книга “Что такое духовная жизнь и как на неё настроиться”. Это азбука духовной жизни,  с неё многие начинают. “Толкования апостольских посланий”, “Добротолюбие”,  “Древний патерик”  – эти книги  дают тот базис церковной жизни, который поможет человеку развиваться дальше».

Письма для спасения души

Главной темой или даже главным нервом размышлений святителя были борьба со страстями, постепенное одухотворение человека, его путь ко спасению. По книгам этого выдающегося писателя мы знакомимся с основами духовной жизни, его мудрые изречения и советы стараемся запомнить и применять в своей жизни. При этом святителя интересовала именно внутренняя жизнь души, сокрытая от постороннего взгляда. Он не обольщался видимостью внешнего  подвига: «Можно и при затворенных дверях по миру шататься, или целый мир напустить в свою комнату».

Особое внимание в своих творениях святитель Феофан уделял молитве, считая ее царицей духовной жизни. «Дело молитвы есть первое дело в христианской жизни. Молитва – дыхание духа. Есть молитва – живет дух; нет молитвы – нет жизни в духе», – этот простой и неимоверно сложный закон духовной жизни актуален на все времена.

Как актуальны и сегодня письма святителя Феофана, хотя и адресованы они христианам XIX века. Тома его писем о христианской жизни –сокровищница, откуда можно без конца черпать мудрые советы для спасения души. Весь свой опыт святитель использовал в переписке с многочисленными корреспондентами, среди которых были представители всех сословий, всех возрастов и профессий.

Со всех уголков нашей страны поступали в Вышенскую пустынь письма к архиерею-затворнику. Ежедневно он получал от 20 до 40 писем и отвечал на каждое, чутко угадывая духовное состояние и потребности писавших, находя для каждого необходимое слово. Обладая редким даром просто и кратко говорить о самых сложных предметах, он давал множество полезных наставлений и советов.

В поиске духовных советов

По словам одного из современников, своими письмами святой многих обратил на путь покаяния и привел в разум истины. И сегодня, когда многие люди вновь пребывают в смятении и тревоге за будущее своих детей и своей страны, мы ищем и находим в старинных письмах ответы на злободневные вопросы.

Как воспитывать детей в духе христианства? Как поддерживать мир в семье? Как ухаживать за больным, как побеждать уныние? У каждого из нас возникают подобные вопросы. А что если обратиться с ними к святителю Феофану Затворнику? Ведь не смотря на архаичность некоторых выражений, ответы его вневременны, а значит и сегодня актуальны. Вот некоторые из них – судите сами.

 – Как нам сегодня терпеть беды и проблемы, обступающие со всех сторон? Как не впасть в уныние?

– Много у вас скорбного. Жалею, что так есть. Но помочь этому нечем, кроме терпения, с упованием на милость Божию. Все от Бога – и приятное, и неприятное. Благодарить же за все надо. Ибо и неприятное посылается во благо: для очищения, для смирения, для укрепления доброго нрава и упования на Бога. Роптать же не надо.

Перетерпите это время, наступят светлые дни. Благодушествуйте. Трудитесь в молитве. Она источник утешения, мыслей просветление и доброго нрава утверждение.

 – С детства водили детей на богослужение. Сейчас они подросли, идут в храм с неохотой. А порой и сомневаются в вере. Что делать?

– Вас смущает участь детей. Что делать? Почти общая дань ныне всех родителей та же. Воздух дурной и предурной. А средств горю помочь нету. Молитва одна, но ее приемлемость пресекается возмущением веры.

Хорошо, если б можно было расположить детей, чтоб сказывали, что их приводит в недоумение и отталкивает от веры; или бы ухитриться как-нибудь выпытывать у них, что засело в голове и сердце. Тогда можно бы исподволь наводить их на неправость вновь слышанного и правость – исстари ведомого.

 

– На работе и дома постоянно вспыхивают конфликты. Как не допустить их развития?

– Очень сожалею, что у вас там кое-что не клеится. Но ведь это обычное течение дел человеческих. Взявшимся благоугождать Богу надо, во-первых, все принимать спокойно и терпеть благодушно, а во-вторых – уметь держать себя при сем и действовать.

Первое – легко. Стиснул зубы и молчи, а второе – очень трудно, особенно потому, что неспокойный дух тотчас наружу лезет, и чрез слова, и чрез дела, и чрез движение, и чрез мину; это обстоятельство все и портит, как сами видите. Но имеете опыты, извольте учиться.

Наука проста, но трудно заучиваема. Именно в случаях неприятных, породивших неприятные против других чувства, не следует ни говорить, ни действовать. Надо наперед успокоиться и совершенно исторгнуть из сердца неприятность, чтобы и следа ее не было. Больше ничего не требуется. Тогда и речь, и дело пойдет ладно. Можно тогда и сурово и строго говорить, даже бранчиво, и речь не произведет худого действия, ибо дух в ней будет не раздражительный, а мирный и любовный.

 – Сложно управлять – и подчиненными на работе, и детьми в семье, да и самим собой тоже. Что посоветуете?

– Слышу, что у вас там опять неурядицы, и опять (из-за них) тягота и скорбь. Бог даст, все уладится, только не следует борзиться, а потихоньку, не следует так: сказал, и чтоб было. Люди свободны, а команда – не подходящее дело. А надо и говорить, и делать все, что требуется по долгу и совести, а успеха ожидать от Господа. Потому, когда нет, надо сказать только: буди воля Твоя, Господи!

Но и рук опускать не должно, а все и говорить, и делать, предаваясь в волю Божию. Серчание на неисправности есть своей воле угождение: как смели, ведь «я» сказал.

Что у вас (во внутреннем человеке), и тут тоже не борзясь надо. Вы думали, что начал, и тотчас на третье небо. Надо прежде труды и поты подъять, потом уж начнут показываться плоды. Но условие не отложное: не жалеть себя. Не жалеть себя – не значит горы на себя наваливать, а ту же обычную жизнь тянуть, не допуская ослаблений ни в чем.

***

Это лишь несколько советов от богатой сокровищницы духовного опыта святителя Феофана. И только от нашей ревности и старания зависит: обогатит ли она и нас. 

Марина Шмелева

Азбука веры