На вопросы прихожан и читателей отвечает епископ Чистопольский и Нижнекамский Пахомий.
— Владыка, что это такое Промысел Божий и как его понять? Как не испортить его своей волей?
— О Промысле Божием говорить можно очень долго, особенно если приводить конкретные примеры из жизни. Если отвечать кратко, Промысел Божий – это своего рода действие Божие на жизнь человека, на каждого из нас и на Церковь как собрание христиан, вместе взятых. Это Божия воля, благая и совершенная, которая помогает нам найти свой путь ко спасению.
Господь разными обстоятельствами, жизненными искушениями, трудностями или, наоборот, радостями ведет человека ко спасению. То есть заботится о том, чтобы человек путем труда и молитвы нашел дорогу к Богу и достиг вечного блаженства. Это и называется Промыслом Божиим о человеке.
— В 54-м псалме встречаются такие слова: Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает: не даст в век молвы праведнику. Объясните подробнее их смысл и как им следовать, если в душе постоянно живет страх за детей, близких, за будущее России. Как довериться Богу и до конца жизни радоваться всему?
— Жить в радости, за все благодарить и непрестанно молиться — это состояние совершенного человека. К нему в одном из своих Посланий призывает нас апостол Павел (см.: 1Фес. 5, 16–18). Конечно, не каждый человек достигает этой высоты. Но к этому нужно стремиться. Что касается псалма, то здесь речь идет о том, что мы свои печали, помыслы, чувства должны доверять не только самим себе и окружающим людям, но прежде всего нашему Спасителю. Мы должны открывать свое сердце Богу: в молитве, во время исповеди, во время службы в храме.
«И Той тя препитает» в переводе на русский язык означает «и Тот тебя прокормит». Господь даст тебе силы, пошлет тебе утешение и «не даст в век молвы праведнику», то есть не посрамит человека. Человек, который доверяет Богу, никогда не будет посрамлен Господом.
А как научиться этому? Чтобы научиться смирению — нужно смиряться, чтобы научиться молитве — нужно молиться, чтобы доверять Богу — нужно просто начинать это делать. У преподобного аввы Дорофея есть замечательные слова: «Если ты у Бога просишь смирения, знай, что ты просишь у Бога человека, который бы тебя смирил». Поэтому когда мы просим ту или иную добродетель, Господь посылает нам не саму добродетель, а повод или какое-то обстоятельство, в котором мы можем проявить свою веру и приобрести эту добродетель.