На вопросы прихожан и читателей отвечает епископ Чистопольский и Нижнекамский Пахомий.
— Владыка, нужно ли читать Ветхий Завет, если там так много непонятных, а порой и смущающих мест?
— Нужно начинать чтение Библии с Нового Завета. Почему? Несмотря на весь безбожный ХХ век, мы с вами являемся наследниками русской христианской культуры. Мы воспитаны на произведениях А.П. Чехова, А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского. Наши с вами мамы и папы, бабушки и дедушки в храм зачастую не ходили, но нравственные нормы у них были очень четко начертаны в сердце. Почему? Потому что они были наследниками русской культуры.
Поэтому евангельские заповеди понятны и доступны. Начинать нужно с них. Евангелие поймет каждый человек, а вот чтобы понять Ветхий Завет, к нему нужно приступать, уже имея евангельский базис. Тогда ветхозаветные события, те прообразы и иносказания в свете Нового Завета будут более доступны и понятны.
Также нужно понимать, что книги Ветхого Завета писались в разное время. Пятикнижие написано больше для плотских людей, пораженных страстями. По мере их духовного развития ветхозаветные книги начинают трансформироваться: в них встречается иной подход, иное понимание Бога. Если у ранних пророков Бог — Судья и Каратель, то для более поздних ветхозаветных авторов Бог не просто Судья, но Милующий Судья, Помощник, Утешитель.
Ветхий Завет — это книга, описывающая не взлеты человеческого духа, а падения человеческого рода: ошибки, трудности, страсти, грехи. Эти описания даются нам как некое противоядие.
Очень важно время от времени возвращаться к этим книгам. Это касается не только Ветхого и Нового Заветов, но и вообще всей духовной литературы. Почему мы читаем Священное Писание каждый день? Ведь, казалось бы, нам и так уже все известно. Родился Христос, вышел на проповедь, был предан, распят, затем умер и воскрес. Но, обращаясь вновь и вновь к словам Священного Писания и святоотеческой литературы, мы открываем для себя новые горизонты церковной жизни.
У каждого человека есть свой уровень развития. Сегодня приходит человек и спрашивает: «Батюшка, а что мне нужно сделать, чтобы спастись, — сколько раз нужно перекреститься и куда поставить свечку?». Через два-три месяца он уже спрашивает о том, как правильно молиться, поклоны класть. Потом узнает о том, что нужно говорить на исповеди. Так постепенно идет внутренний духовный рост. Поэтому Библию может читать как младенец, так и ученый. И каждый для себя найдет что-то, что можно почерпнуть.