Чистопольская епархия
ЗАКАМЬЕ ПРАВОСЛАВНОЕ

Официальный сайт Чистопольской епархии

  • Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
  • Татарстанская митрополия

По благословлению епископа Чистопольского и Нижнекамского Пахомия

Просфоры – значение и символика

После Литургии прихожанам раздаются просфоры. От того, что это все так просто, обыденно и привычно, многие, не замечая смысла и символики, запечатленной в просфоре, относятся к ней без почитания и должного уважения. В то время как она является одним из основных компонентов для совершения Евхаристии.

Древняя традиция

Свое название, просфора получает от греческого слова, которое в переводе означает «приношение». В первые века христианской эпохи, когда ещё не существовало развитого богослужебного обряда, верующие совершали Евхаристию по примеру Господа нашего Иисуса Христа, совершившего Тайную Вечерю со своими учениками. Эти собрания назывались «Агапы» или «Вечери любви». Всё необходимое для трапезы и Евхаристии приносилось верующими христианами и поэтому называлось «приношение» – просфора, а имена жертвователей произносились в молитвенных поминовениях во время вечери.

С развитием богослужения и перенесением Литургии в специально отведенные для этого помещения – храмы, агапы теряют своё Евхаристическое значение. На одном из соборов IV века окончательно запрещается совершение Евхаристии на Вечерях любви. С этого времени просфорой называют не всё то, что приносят в храм, а лишь специальный хлеб, употребляемый для совершения Евхаристии.

Правила и традиции

Просфора представляет собой квасной (дрожжевой) хлеб кругловидной формы, состоящий из двух частей – верхней и нижней. Сверху просфора запечатлевается особой печатью в виде равноконечного креста с буквами ИС и ХС в верхней части печати и НИ и КА в нижней части. Эти буквы обозначают «Иисус Христос – Победитель» и напоминают о видении креста на небе, которое явилось Константину Великому перед решающей битвой. Две части просфоры символизируют два начала Богочеловеческой природы Иисуса Христа. Хлеб, используемый для богослужения, должен быть свежим и пропеченным, и ни в коем случае недопустимо потребление чёрствых, заплесневелых и недопеченных просфор.

Просфоры разделяются на непосредственно богослужебные, которые используются для совершения Проскомидии, и «заказные», из которых вынимаются частицы о здравии и об упокоении христиан. Записки с их именами подаются верующими для поминовения на Литургии.

Слово Проскомидия также имеет греческое происхождение и означает «принесение». Сегодняшний чин Проскомидии окончательно сформировался лишь к ХVI веку, до этого количество богослужебных просфор не регламентировалось, число которых могло варьироваться от одной до девяти в зависимости от местности и традиции. Также на Руси долгое время сохранялся обычай совершения Проскомидии диаконом. В современной литургической практике Русской Церкви Проскомидию имеет право совершать только священнослужитель и использовать для этого только пять просфор

Из первой просфоры священнослужитель копием вырезает Евхаристический Агнец правильной кубической формы. От нижней плоскости Агнец крестообразно прорезается до печати и разделяется на четыре части, но за счет неповрежденной печати остаётся целым. Затем Агнец полагается в центр дискоса, а священник со словами: «Един от воин копием ребра Его прободе…» делает на правой стороны Агнца надрез. Таким образом, мы видим, что Проскомидия одновременно символизирует собой и Рождество Господа нашего Иисуса Христа, и его Крестную смерть. Часть просфоры, оставшаяся после вырезания Агнца, называется «Антидор». Греческое слово антидор происходит от греческих же слов «анти» – вместо и «диорон» – дар.

Из второй просфоры вынимается частица с упоминанием Пресвятой Богородицы и полагается на дискос с правой относительно Агнца стороны. Далее, приняв третью просфору, священник вынимает из неё девять частиц. Восемь из них соотносятся с различными чинами святых угодников, а девятая вынимается за одного из авторов Божественной Литургии. Отдельное расположение частицы Пресвятой Богородицы от других частиц показывает её исключительную чистоту и святость и особенно выделяет её из ликов всех святых.

Из четвертой просфоры вынимается две частицы за живых: за священноначалие и священнический чин, и вторая о богохранимой стране, властях и воинстве. Эти частицы располагаются на дискосе ниже Агнца, ещё ниже полагается одна частица, вынимаемая из последней пятой просфоры. Эта частица за всех усопших Православных христиан. После этого ещё раз взяв четвертую просфору, священник со словами: «Помяни, Господи, моё недостоинство», вынимает одну частицу за себя.

Теперь вещество для Таинства считается приготовленным, и на дискосе видно символическое изображение устройства Святой Церкви, где в центре всего Христос, рядом с Ним Пресвятая Богородица и святые, ниже Церковь воинствующая – земная и усопшие. Затем, на дискос ниже Агнца священник полагает частицы, вынутые из заказных просфор с поминовением имен живых и усопших Православных христиан.

На Литургии после слов «Святая святым», перед причастием священнослужителей, происходит раздробление Агнца. Священник разламывает скрепляющую Агнец печать и освободившиеся части кладет на дискос с четырех сторон. После причащения мирян совершается ещё одно важное священнодействие: частицы, оставшиеся на дискосе, ссыпаются в Потир и погружаются в Кровь Христову со словами «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде…». Это действие является видимым изображением плодов Голгофской Жертвы Спасителя, который Крестной Смертью искупил грехи людей, омыв их Своей Кровью.

***

Православная Церковь требует уважительного и благоговейного отношения к просфорам. Они должны храниться в чистом месте отдельно от других продуктов. Вкушать просфору нужно с молитвой и натощак, можно запивать святой водой. Если допущена порча просфор, ни в коем случае нельзя их выкидывать вместе с остальным мусором. Такие просфоры необходимо принести для сжигания в храм, либо опустить в чистый водоём.

Иерей Павел Усов