Продолжаем беседу с ключарем Свято-Никольского кафедрального собора о подготовке к Причастию и Таинстве Исповеди. Сегодня наша беседа о покаянном настрое и правильном его в себе воспитании.
– Отец Виктор, когда человек готовится к Исповеди. Он старается акцентировать внимание на том, что он плохой, что снова оступился. Как при этом сохранить радость церковной жизни и где здоровая грань между сокрушением о грехах и обычным самоедством?
– Человек как газовая конфорка – есть режим большого пламени и режим маленького пламени. Когда нам нужно покаяться, как правило, каждый из нас своё чувство покаяния должен чем-то усилить. Самый сильный мотиватор – это грех, который мы сотворили. Действительно есть какие-то грехи, ты их называешь, но тебе не хватает чего-то, ты не ощущаешь покаяния. А есть тот грех, который ты уже десять раз поисповедовал, но ты о нём помнишь. Не надо повторно каяться в этом грехе, в этом смысла нет. Но нужно в момент покаяния вспоминать о нём, чтобы он рождал вот это сокрушение.
Помните фильм «Остров»? Каждый раз, когда главный герой хотел покаяться, он вспоминал о том, что убил человека. Но в повседневной жизни он был обычным. Когда вы приступаете к покаянию – это одно состояние, которое нужно внутри себя возжечь. Когда вы покаялись, то идите к обычной литургической или повседневной жизни, не нужно заниматься самоедством, нужно отпустить это всё. Господь Сам все управит.
Не нужно думать, что грех над нами имеет большую силу. Грех это ошибка, это падение человека, но это не наш смысл жизни. Наш смысл жизни – Господь, который постигается в радости, любви, умиротворении, доброте, даже просто в положительном взгляде на жизнь.
– Но сложно не отчаиваться, впадая в одни и те же грехи…
– Это по гордости происходит. Потому что грех сразу притягивает врага. Он потирает руки – человек оступился, давай к нему сразу направим сонм бесов, пускай его ещё помучают. И согрешивший принимает состояние вот этого падшего, греховного мира.
Поэтому, согрешив, не надо отчаиваться, нужно сразу, по примеру святых, сказать: «Прости, Господи, помилуй, совершил ошибку, обязательно покаюсь» и идти дальше. В этом победа православного человека, его сила. Он никогда не будет ронять христианское достоинство, потому что в его жизни превыше всего Господь. И грех на это повлиять не может, если только сам человек, по гордости своей, по отсутствию смирения, не начнет себя стругать рубанком: «Я такой-сякой, я виноват, я согрешил…». У всех есть ошибки, и священники ошибаются, и архиереи ошибаются, и святые ошибались. И ошибаются.
– Как правильно себя настроить, подходя к Исповеди?
– Перед Исповедью, собираясь перечислить повседневные грехи, просто вспомните о своем самом тяжелом падении, вспомните о том, что вы действительно имеете вину перед Господом. Чтобы этот момент вас немножко пробудил, отрезвил, чтобы вы почувствовали дыхание покаяния. Тогда те же самые повседневные грехи вы будете называть уже совершенно по-другому. Господь попускает нам какой-то грех, какое-то пятно в нашей жизни, чтобы не возгордиться, чтобы не возвыситься перед другим человеком. Но при этом не надо бегать с этим и везде говорить: «Я согрешил». Один раз покаялся и не надо каждый раз повторять.
Новоначальным я советую каяться в каком либо грехе, наиболее мучающем душу, на протяжении двух или трех исповедей. Так они немножко себя будоражат, а через это Господь дает понимание покаяния. Почему люди, вернувшись с войны, по-другому относятся к вере? Когда вокруг все трясется, когда идешь по полю, а в пяти сантиметрах мина, понимаешь: «Господи, чуть не взорвался». Смотришь в небо и говоришь: «Господи, слава Тебе!», понимая, Кто тебя спас. Это и к покаянию относится. Поняв, что вы согрешили, но Господь спас вас, привел на Литургию, важно сказать: «Господи, слава Тебе! Слава Тебе, что я здесь!» Это самые ценные слова – человек понял, что Господь его спас.
Беседовала Мария Есина