Кто это? Такой вопрос, наверное, и не возникает. Конечно же, святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, при жизни ни разу не слышавший о России (которой тогда и не было). Почему так? Об этом мы беседуем с епископом Чистопольским и Нижнекамским Пахомием.
— Владыка, приближается день памяти святителя Николая Чудотворца. Этот праздник особенный для прихожан храмов Покровской и Николаевской епархии. Но и для всех верующих людей этот святой близок и дорог сердцу. Как Вы думаете, почему святитель Николай так популярен именно в России?
— Мы видим из жития святителя Николая, что и сам он часто оказывался в тяжелых жизненных ситуациях, и всегда оказывал помощь самым разным людям. Он был человеком отзывчивым, добрым, ревностным, а самое главное — настоящим отцом для своей паствы. Эти качества — смирение, кротость, всепрощение, как и образ самого святителя Николая, оказались родственными для русского человека. Поэтому и дни его памяти широко празднуются в нашей стране.
Но с другой стороны, и на всем православном Востоке, как и на католическом Западе, святитель Николай пользуется неизменным почитанием. Даже в богослужебном отношении он является неким собирательным образом святости. В недельном круге богослужений четверг посвящен памяти апостолов и святителя Николая как преемника апостолов.
Святитель Николай предстает перед нами как настоящий подвижник, бессребреник, живущий ради Христа, ради своей паствы. С другой стороны, это образ ревностного человека, который в своей жизни старается искать волю Божию и готов наказать виновного, который хулит имя Божие. Но милость у него неизменно превозносится над судом.
— А почему память одних святых распространена в России широко, мы знаем подробности их жития, других же (порой очень почитаемых в древности) потомки забывают?
— Есть так называемые вселенские святые — апостолы, мученики, святители. Их память пришла к нам на Русь вместе с принятием Крещения. Есть наши русские подвижники, мы их тоже чтим, но все равно их исторический путь намного меньше, чем того же святителя Николая. Знаете, у каждого города, у каждой страны есть особо почитаемые святые, которые особо любимы народом. Но должен же быть общий святой, который объединял бы всех? И таким святым, на мой взгляд, является святитель Николай.
— Случалось ли Вам бывать в Бари, у мощей святителя Николая? Чем запомнились эти посещения?
— Да, когда я еще жил в монастыре, мы с братией ездили в паломничество к мощам святителя Николая. Помню, что было однозначное ощущение, что ты едешь в гости к родному, близкому человеку, к русскому святому, гражданину Царствия Небесного. Гражданами которого мы вообще-то все должны стать.
Бари стало местом паломничества тысяч и тысяч русских людей. Когда в 80-е или 90-е годы сюда приходили корабли и сотни русских паломников шли крестным ходом в базилику, это производило сильное впечатление на итальянцев. Сегодня русский храм-подворье во имя святителя Николая становится очагом русской культуры, русского богослужения. Таким образом, не только мы прикасаемся к мощам святителя Николая, к его святости, но и Европа прикасается к русской истории, традиции.
— Если можно, расскажите о каких-то событиях Вашей жизни, связанных с участием в ней и помощью святителя Николая.
— Когда я пришел в Церковь, то первой купил икону святителя Николая. Стал ходить в храм и обратил внимание, что у иконы святителя Николая всегда очень много людей, что он окружен каким-то совершенно особенным почитанием.
Потом, когда уже будучи в монастыре совершали паломничество на Афон, мы с братией посетили один из греческих монастырей. У одного из насельников там было хобби — он учил русский язык. Он провел нам экскурсию, всячески хвалил Россию, Русскую Церковь. Мы подарили ему книги на русском языке. А он подарил нам иконы. Так вот мне достался именно образ святителя Николая. Я много лет молился перед этой иконой, считая ее греческой. Каково же было мое удивление, когда я прочел однажды надпись на ней и узнал, что она написана русскими людьми.
Сейчас, когда моя жизнь еще более связана со святителем Николаем — и хиротония была в день его памяти в монастыре, посвященном святителю, и кафедральный собор носит его имя — понимаешь, что нет в жизни ничего случайного.
— Многие туристы посещают сегодня турецкий город Демре, на территории которого когда-то находились Миры Ликийские. В этом городе был архиепископом святитель Николай. Сегодня здесь уже нет мощей святого, остались лишь молчаливые памятники былых времен, да и те не в полной сохранности. Как Вы думаете, что посещение этих мест может дать православному паломнику?
— Но ведь родственники часто едут на место гибели близких, после войны потомкам хочется увидеть, где воевал их дед или прадед. Это совершенно естественное для человека желание: побыть на месте подвига, на месте жизни и смерти близких людей. Тем более, когда речь идет о жизни и подвиге святого, которого почитает весь мир.
Конечно, после того как мощи святителя Николая были вывезены в Италию, это место пришло в запустение. Но я думаю, что для христианина полезно побывать в этих местах, хотя бы для расширения кругозора.
— Всем известно, что святитель Николай стал прообразом Санта-Клауса. Как Вы думаете, почему это произошло?
— Ну, во-первых, надо понимать, что вся эта предновогодняя истерия, которую мы сегодня наблюдаем вокруг, является извращением религиозного чувства, сопровождавшего празднование Рождества Христова. Празднование этого события предваряет день памяти святителя Николая, потому в сознании людей они оказались связанными. Что касается самого по себе доброго дедушки, который дарил подарки, утешал, поддерживал, — жизнь святого стала для него прообразом. Мы видим, что святитель Николай полностью посвятил свое время, силы, возможности Богу и людям. Даже внешние черты Санта-Клауса — посох, красная шуба — заимствованы из облика православного епископа.
— Но, к сожалению, сегодня этот персонаж выродился в мирского дедушку непонятного возраста и забавного характера, который мало напоминает христианского епископа. Невольно задумаешься, а хорошо ли это, когда народ начинает «осваивать» христианские образы и переводить их в бытовую плоскость?
— Чем больше опошлялось, секуляризировалось общество, тем более обесценивалась религиозная жизнь. Это не только со святителем Николаем связано. Когда религиозную жизнь переводят в материальную плоскость, общество теряет свою культуру.
— В нашей стране Дед Мороз все же менее ассоциируется со святителем Николаем. Но зато почитание его часто сводится к просьбам о помощи в житейских нуждах. Порой святителя ставят выше Самого Господа…
— Понятно, что это неправильно и так быть не должно. Но в этой огромной любви к святителю есть что-то очень человеческое. Вот он — такой же человек, подобный нам, имевший такие же немощи, но в то же время святой. Он может понять нас и помочь. Когда мы обращаемся к святому, просим его помочь, мы понимаем, что помогает на самом деле Бог, но просим все же ходатайства человеческого.
— На Западе (да и в дореволюционной России) почитание святых сопровождают народные традиции, связанные с днями их памяти. Они становятся напоминанием об их жизни. Как Вы думаете, как можно было бы отмечать день празднования святителя Николая, кроме участия в богослужении?
— Если мы почитаем святителя Николая, почему бы в день его памяти не накупить пряников и конфет и не раздарить детям? Это хорошая была бы традиция — не подарков ждать от святителя, а самому начать их дарить. В этом любовь и проявляется.
Беседовала Марина Шмелева