Всечестные отцы, братья и сестры!
Завершается 2024 год, полный треволнений, многих событий и в церковной, и в государственной жизни. Эти треволнения заставляют нас с тревогой смотреть в будущее и с опаской строить планы. Но в то же время такие периоды истории рождают и большую благодарность Господу за то, что сделать удалось: за благие перемены, за радость повседневного труда, за помощь и поддержку, которую оказывают друг другу люди.
Мы собрались сегодня, чтобы подвести итоги и поговорить о перспективах дальнейшего развития. Окончание календарного года для всех людей – повод осмыслить произошедшие перемены и оценить результаты трудов. Тем более для христиан, чье время должно быть освящено памятованием о Боге и о той ответственности, которую мы несем за отпущенное нам время земной жизни. О плодах внутреннего делания человека может судить лишь Господь. А вот результаты нашей внешней деятельности можно и нужно оценивать постоянно. Чтобы, погружаясь в суету повседневных забот, мы не успокаивали свою совесть занятостью и суетой. Этой оценке и будет посвящено наше общение сегодня.
Часть 1. Общие статистические сведения
В настоящее время в Чистопольской епархии несут свое служение 83 священника, 6 диаконов. Из их числа 3 священнослужителя находится за штатом, 7 – запрещены в священнослужении. Мною были совершены 3 диаконские, 1 священническая хиротонии.
4 клирика извержены из священного сана по решению епархиального церковного суда Чистопольской епархии, утвержденного Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В этом году 3 клирика перешли в штат другой епархии, отошли ко Господу 2 заштатных клирика – протоиерей Михаил Булавкин и иерей Иоанн Сергеев. Пропоем почившим «Вечную память».
Территория Чистопольской епархии поделена на 10 благочиннических округов. Общее количество действующих приходов – 118. В настоящее время на территории Чистопольской епархии строят 8 храмов, 1 храм восстанавливают. На 22 декабря запланировано освящение Духосошественского храма г. Болгар.
В Чистопольской епархии на постоянной основе действует Епархиальный совет. Председателем Епархиального совета по Уставу Русской Православной Церкви является правящий архиерей. В 2024 году Епархиальный совет собирался шесть раз.
На заседаниях Епархиального совета обсуждали:
- общецерковные документы;
- организацию епархиальных мероприятий в рамках общецерковного Дня православной книги, Пасхального цикла;
- проведение традиционных фестивалей – колокольного звона «Алексеевские перезвоны» и родной песни, православной музыки и слова «Верую»;
- проведение II Никольских образовательных чтений;
- ремонтные и реставрационные работы в храмах, в том числе реставрацию Свято-Никольского кафедрального собора г. Чистополя, реставрацию храма блаженной Ксении Петербуржской и благоустройство территории архиерейского подворья п. Красный Ключ, проектирование и строительные работы образовательного центра в г. Нижнекамске, благоустройство святого источника в Билярске;
- административно-дисциплинарные, организационные вопросы.
Часть 2. Общее состояние епархиальной жизни
Мы живем в рамках событий, который задает нам церковный годовой круг. На его основе сложился и ряд традиционных для нашей епархии ежегодных мероприятий. Но в то же время каждый год приносит свои изменения, да и мы не должны воспринимать церковную жизнь как некую раз и навсегда заданную реальность. Находить в традиционных поводах идеи для новых форм или нового языка для Евангельской проповеди – вот наша задача.
В январе уходящего года в нашей епархии прошел конкурс рождественских вертепов, которые изготовили приходские труженики, чтобы свидетельствовать о великом празднике не только прихожанам, но и всем заходящим в эти дни в храмы. Надеюсь, будем продолжать эту традицию, привлекая к оценке не только прихожан, но и профессиональных экспертов.
Традиционный крестный ход на Крещение Господне от Свято-Никольского кафедрального собора на берег Камы прошел в этом году с большим размахом. Также в ночь на Крещение или в сам день праздника в разных благочиниях нашей епархии проходили крестные ходы и водосвятные молебны. Совершая эти богослужения, мы должны особое внимание уделять проповеди, ведь в них часто принимают участие люди не воцерковленные, для которых купание в проруби часть народной традиции или испытание удали.
18 февраля в Нижнекамске прошел III Сретенский бал, в котором приняли участие молодые люди из разных благочиний нашей епархии. Надеюсь, что и в дальнейшем эта традиция будет жить, ведь создание православной среды общения для молодежи – одна из актуальных задач, о важности которой часто говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Но, конечно, одним мероприятием ее не решить, работа с молодежью на приходе, общение пастырей со школьниками и студентами должно происходить на протяжении всего года.
В марте и апреле в нашей епархии прошел цикл мероприятий, посвященных Дню православной книги. Это прекрасный повод поговорить с самыми разными людьми о высоких смыслах, заложенных не только в духовной, но и в классической литературе. Благодарю всех пастырей и мирян, которые ответственно подошли к организации этих просветительских встреч. Надеюсь, что в будущем году мы продолжим эту традицию.
Ярко и многогранно прошли Пасхальные торжества, которые включали в себя и богослужения, и разноплановые встречи, и крестные ходы, среди которых стоит отметить шествия на Фомино воскресенье в Чистополе и в день памяти мученика Авраамия в Болгаре. Особо хотелось отметить служение милосердия в эти дни – сотрудники разных приходов дарили Пасхальную радость нуждающимся, собирали подарки участникам специальной военной операции, своим добрым отношением проповедуя весть о Христе Воскресшем.
С присущим ему масштабом прошел фестиваль колокольного звона «Алексеевские перезвоны», объединив и взрослых, и юных участников из разных городов России и даже ближнего Зарубежья. В этом году впервые участников фестиваля принимал наш кафедральный Чистополь, это стало заметным событием в культурной жизни города. Надеюсь, что фестиваль, которому скоро уже исполнится четверть века, будет и дальше развиваться и свидетельствовать миру о красоте православной культуры.
Сокровищем наших храмов можно по праву назвать старинные иконы, которые чудом Божиим пережили годы лихолетья. В этом году были отреставрированы две чтимые иконы Божией Матери. 5 июля состоялся большой крестный ход в Билярске с обновленным образом Божией Матери «Живоносный Источник». Незадолго до этого мы получили подтверждение, что это та самая икон, которая была принесена из Константинополя и на протяжении столетий почиталась верующими всего нашего края. Была отреставрирована силами прихожан и благотворителей чтимая Ахтырская икона Божией Матери, с которой также ежегодно совершают крестный ход в поселке Алексеевское.
Продолжает развиваться Стахеевский фестиваль «Верую», в этом году его проведению не помешали даже неблагоприятные погодные условия. Отрадно отметить, что развивается не только его культурная составляющая. В этом году мы впервые прошли крестным ходом из храма на архиерейском подворье праведного Иоанна Кронштадтского на источник, где совершили водосвятный молебен. В настоящее время идут работы в крещальном храме блаженной Ксении Петербургской на подворье, и я надеюсь, что богослужебная часть фестиваля и в дальнейшем будет развиваться.
Сентябрь традиционно начинает учебный год, к этому событию в нашей епархии приурочена ежегодная благотворительная акция «Помоги собраться в школу». Сотни наборов для малообеспеченных семей удалось собрать благодаря усилиям неравнодушных людей. Начало учебного года – это хороший повод составить план работы с общеобразовательными учреждениями. В школах республики не преподают «Основы православной культуры», но это не значит, что священник не может прийти на урок в рамках курса «Разговоры о важном» или классных часов. Многие классные руководители готовы приводить учеников в храм на экскурсии. Лишь бы с нашей стороны бала инициатива и добрая воля к сотрудничеству.
На Покров прошел ежегодный крестный ход из Покровского храма села Большое Афанасово в поселок Красный Ключ, это событие, к которому нужно привлекать прихожан, становится заметным событием в жизни района. А, значит, требует от нас усилий в достойной организации.
В ноябре, как и в июле, важным событием для всех жителей нашей республики стали торжества в честь Казанской иконы Божией Матери в Казани. Соборные богослужения на уровне митрополии, а также церковно-общественные встречи, форумы помогают нам ощутить свое единство и дарят радость общения. Особая благодарность за это митрополиту Казанскому и Татарстанскому Кириллу.
24 ноября в Нижнекамске состоялось торжественное открытие выставки «Русская Голгофа», посвященная 100-летию со дня кончины святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, а также памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. В следующем году передвижная выставка побывает во всех округах нашей епархии, призываю благочинных ответственно подойти к организации мероприятий, сопровождающих ее открытие.
С 9 по 19 декабря в нашей епархии с большим размахом прошли Вторые Никольские образовательные чтения, в их программу вошли 21 мероприятие: различные секции, семинары, встречи, концерты и мастер-классы. Благодарю всех священнослужителей и мирян, которые приняли участие в организации этого форума, который стал заметным событием не только церковной, но и общественной жизни. Чтения проходили не только в Чистополе, и потому особо хочется отметить труды благочинных, организовавших работу секций в своих округах – протоиерея Александра Колчерина, протоиерея Павла Чурашова, протоиерея Виталия Кузьмина, протоиерея Александра Качаева. Иерея Сергия Егорова, иерея Николая Рыбочкина. И, конечно, их помощников, которых, я надеюсь, с каждым годом будет становиться все больше.
Стоит отметить, что немало добрых инициатив в нашем регионе реализуются при поддержке представителей государственной и муниципальной власти. Республика Татарстан многонациональна и многоконфессиональна, тем более отрадно, что православные инициативы находят здесь помощь и поддержку.
Часть 3. Строительство и реставрация храмов, оформление юридической документации
В 2024 году в Чистопольской епархии усилиями многих пастырей и мирян продолжилось возведение новых храмов и проведение ремонтных работ.
В Алексеевском благочинии началось строительство дома для паломников, залит фундамент, смонтирована система вентиляции в храме святителя Алексия Московского. Переоборудовано помещение библиотеки, в котором устроен музей истории старинных храмов Алексеевского района.
Проведены работы по покраске храмов Казанской иконы Божией Матери с. Балахчино и Пресвятой Троицы с. Лебедино. В Свято-Троицком храме с. Арбузов Баран установили купола.
Подключена система электроснабжения в храме Спаса Нерукотворного с. Караваево, а так же благоустроена территория на месте разрушенных в советское время могил священников и членов семьи дворян Демидовых. Произведена кладка стен, укладка кровельного покрытия и установка купола, креста на колокольню в храме Смоленской иконы Божией Матери с. Ромодан.
В Алькеевском благочинии были проведены работы по замене системы отопления в храме святителя Николая Чудотворца с. Сиктерме-Хузангаево, а также смонтировано уличное освещение на территории храма.
В Нижнекамском благочинии ведется строительство воскресной школы при храме Рождества Христова: залит фундамент, произведена кладка стен и устройство кровельного покрытия.
На архиерейском подворье праведного Иоанна Кронштадтского п. Красный Ключ идут работы в крещальном храме блаженной Ксении Петербургской: выполнено устройство кровельного покрытия, подготовили конструкцию для установки купола, утеплили цоколь, провели электромонтажные работы, смонтировано отопление храма, проложена система водоотведения, изготовлена железобетонная конструкция под баптистерий.
Подходит к завершению разработка проектно-сметной документации будущего духовно-просветительского центра в Нижнекамске. С помощью неравнодушных людей и сотрудников приходов города в течение года неоднократно проводили масштабные субботники в здании и на прилегающей территории духовно-просветительского центра, было собрано и вывезено большое количество мусора, закрыли окна здания металлопрофилем.
В Новошешминском благочинии в храме в честь Казанской иконы Божией Матери с. Татарское Утяшкино проведены ремонтные работы на фасаде здания воскресной школы, частично выполнен косметический ремонт внутри здания. В Свято-Троицком храме Новошешминска установлена акустическая система, проведены ремонтные работы на колокольне и установлен электронный звонарь.
В Нурлатском благочинии началось строительство здания воскресной школы в храме в честь Преображения Господня в селе Биляр-Озеро, проведена заливка фундамента. Так же продолжается строительство храма Архангела Михаила в селе Егоркино: проведены работы по устройству кровли над притворной частью храма, залито основание под восьмерик центрального купола, на зимний период провели работы по установке временного кровельного покрытия на здании храма.
В Покровском благочинии продолжается строительство храма Живоначальной Троицы села Малые Ерыклы – в текущем году были установлены купола. В храме Илии Пророка села Соболеково произведены монтажные работы по устройству теплого пола, установили котел отопления, отремонтировали фасад здания.
В Спасском благочинии установили купола в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» села Антоновка. Положен асфальт на территории храма, установлены колокола, произведены малярные работы в помещении Духосошественского храма г. Болгар. В ближайшее время готовится освящение храма. Произведен ремонт системы отопления в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Три Озера.
В Черемшанском благочинии заменили окна нижнего яруса в храме Николая Чудотворца села Нижняя Кармалка.
В Чистопольском благочинии ведутся проектные работы по ремонту фасадной и кровельной части Свято-Никольского кафедрального собора. Была облагорожена прилегающая территория: снесли ветхий дом, вырубили сухостой. На территории будущего парка начали вести работы по расчистке территории под новые насаждения. Неоднократно проводили субботники на территории старого городского кладбища, расчищали и благоустраивали могилы священнослужителей, монахинь и всех захороненных там.
В Свято-Троицком храме села Чистопольские Выселки заменили систему отопления, покрасили фасад здания. В строящемся храме трех святителей Казанских заканчивают работы по утеплению фасада здания.
Начались подготовительные работы по строительства храма великомученика Георгия Победоносца в поселке Юлдуз Чистопольского района: идет оформление земельного участка, подготовка проектной документации. Ведутся переговоры с муниципальной властью по выделению земельного участка под строительство часовни на территории бывшего Успенского монастыря в Чистополе.
Благодарю за труды настоятелей и священников, занимающихся строительством в наше непростое время. В грядущем году с Божией помощью мы продолжим строительство новых храмов и приходских помещений, а также реставрацию старинных зданий.
Юридический отдел Чистопольской епархии продолжает работу по регистрации прав и кадастрового учета недвижимости, приходов, смены настоятелей, а также консультирование по всем юридическим вопросам.
При заполнении реестра церковной недвижимости было выявлено 117 объектов, у которых не оформлен вид права пользования имуществом. Они находятся в Алексеевском, Алькеевском, Аксубаевском, Черемшанском, Нурлатском, Покровском, Спасском, Чистопольском благочиниях. Напоминаю, что на объекты недвижимости находящиеся в пользовании приходов необходимо оформлять право владения – заключать договор безвозмездного пользования или оформлять право пользования этим имуществом.
При оформлении религиозными организациями прав собственности на объекты недвижимости или иных действий в отношении объектов недвижимости, необходимо в кратчайшие сроки предоставлять информацию в юридический отдел для внесения сведений в общий реестр недвижимости. Отцы и братия, всякая деятельность с документами часто навевает скуку, но любые промашки в этой сфере грозят в лучшем случае хаосом и неустроенностью, в худшем – штрафными санкциями.
Часть 4. Вопросы, требующие особого внимания и решения
Мы живем в непростое время – так говорили многие поколения и до нас, но события последних лет, а еще более месяцев позволяют и нам по праву произнести эти слова. «Сегодня настало время, когда наша Церковь и Отечество особенно нуждаются в наших усиленных трудах, в нашем усердии, в нашей молитве. Не время отдыхать, не время занимать выжидательную позицию. Наша ответственность перед Богом, перед Отечеством, перед народом нашим сегодня не меньшая, чем у воинов на поле брани. Мы сегодня видим подлинно христианский братолюбивый труд многих самоотверженных священнослужителей, монашествующих и мирян, помогающих обездоленным ближним, поддерживающих воинов и их семьи», – с такими словами обращается к нам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в резолюции на годовой отчет о деятельности Чистопольской епархии.
Отрадно отметить, что клирики и миряне нашей епархии исполняют это благословение Предстоятеля нашей Церкви ревностно и с усердием. Ежегодно растет объем гуманитарной помощи, собранной пастырями и мирянами: в 2022 году он составлял 27 тонн, в 2023 году – 36 тонн, в 2024 году собрано более 45 тонн, в настоящее время сбор активно продолжается. Сердечно благодарю руководителя епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами священника Тимофея Маташова и всех его помощников – священнослужителей и мирян – за это жертвенное служение. Всех, кто доставляет гуманитарный груз в зону СВО, кто по благословению священноначалия окормляет воинов в госпиталях.
Сегодня идут боевые действия, гибнут люди, это великая скорбь. Но каждому верующему человеку известно и о духовной брани, и о тех потерях, которые мы несем на полях сражений духовных. Мы должны быть очень внимательны к себе, не доверять помыслам, советоваться с духовно опытными людьми, чтобы побеждать или хотя бы не погибнуть на поле этой брани.
Уход из Церкви, смертные грехи, озлобление мирянина печальны, но это личная трагедия одного человека, затрагивающая небольшое количество окружающих людей. Трагедия пастыря создает эффект разорвавшейся бомбы, и чем ярче и заметнее личность, тем больше вред, тем дальше летят осколки этой беды. Пример тому – бывший протоиерей Владимир Головин, изверженный из сана несколько лет назад, но до сих пор продолжающий свою деятельность.
Думаю, многие из вас в пастырской практике столкнулись с последствиями этой деятельности, до сих пор влияющей на духовную жизнь многих людей в нашем регионе и за его пределами. Именно поэтому по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла с 4 по 6 июня в Татарстане проходила конференция «Духовничество и псевдостарчество», во время которой говорили и об этой проблеме. На одной из секций, которая проходила 5 июня в Болгаре, протоиерей Алексий Ахметзянов вступил в открытую полемику с докладчиком, утверждая, что не признает лишения сана бывшего протоиерея Владимира Головина. Об этом же отец Алексий и ранее многократно писал в постах и комментариях на своей странице в социальной сети Вконтакте, где-то явно, где-то прикровенно наводя читателей на размышления о порочности священноначалия, гонениях на невинных пастырей, собственных страданиях.
По-человечески можно посочувствовать отцу Алексию: он считает бывшего отца Владимира своим духовником, сопереживает ему, старается защитить от любых обвинений. Я посочувствовал бы ему и как архиерей, если бы не многочисленные обращения в епархию от людей, которые пострадали от псевдодуховной деятельности Головина, а также их близких. Люди теряют деньги, имущество, попадают в духовную зависимость, эти факты нельзя игнорировать.
Неоднократно я пытался поговорить с отцом Алексием, объяснить ему, каким соблазном становятся его слова и действия для верующих, но мои слова не были услышаны. К сожалению, батюшка продемонстрировал столь явное непослушание, переходящее в дерзость, что я вынужден был принять решение о запрещении его в священнослужении.
Почему происходят такие ситуации? Ответ можно найти в постах протоиерея Алексия Ахметзянова. Неоднократно он пишет о том, что его главная забота – о себе и своей семье, и называет архиерея работодателем, забывая о канонической природе духовной власти священнослужителя. Священник получает власть «вязать и решить» из рук архиерея, а не от ветра своей головы. И для архиерея, и для пастыря, да по-хорошему и для мирянина послушание в Церкви не работа, а служение. Если нет этого понимания, не устоит здание церковного строительства на песке личных интересов.
Конечно, послушание пастырей налагает ответственность и на архиерея, власть которого не должна быть деспотичной. Но есть рамки в поведении клирика, переступая которые, он становится на гибельный путь. И вновь вспомним слова Святейшего Патриарха Кирилла обращенные к нам в резолюции: «Пусть этот дух взаимного служения, в котором, по словам апостола Павла (Гал. 5, 13), является истинная свобода, всегда присутствует среди православных христиан: чтобы архиереи отечески помогали клирикам, клирики поддерживали друг друга и мирян, миряне были милосердны друг ко другу и берегли церковный мир». Мир – и церковный, и внутренний сердечный – потерять легко, об этом знает каждый из нас. Но задумаемся, что кроме сомнительной скандальной известности обретаем мы, когда развиваем подобные конфликтные ситуации? О том, что теряем, и говорить нечего. Ведь ценой этого необдуманного поведения может стать сама возможность служить у Престола Божия, которой как высшей честью должен дорожить каждый из нас.
Отмечу, что служение архиерея – это не только власть и привилегии, это огромная ответственность перед Богом и перед Церковью за каждого клирика своей епархии. Ты можешь трудиться с утра до вечера, развивать церковную жизнь, общаться с людьми, строить храмы. Но один скандал, ставший достоянием общественности, обесценивает труды не только твои, но и многих церковных тружеников. Даже если это просто сплетня, досужие вымыслы, в этом случае действует правило старого анекдота: и ложки нашлись, а осадок остался. И нередко приходится наблюдать, как пытается честный пастырь достучаться до сердец людей, причем ради их же спасения. А в ответ слышит: «Знаем мы, читали, какой беспредел творится в вашей Церкви».
Помните, что каждый человек, надевший духовное платье в дополнение получает и постоянное пристальное внимание к себе: своему поведению, одежде, чистоплотности, в том числе и нравственной. Поэтому для пастыря борьба со страстями не только условие личного спасения души, но и залог успешности его проповеди. Если пастырь стремиться снять подрясник прямо на пороге храма, если он стесняется ходить в духовном платье по улицам, кто поверит в глубину его слов? Щадите чувства своих прихожан, которые хотят в вас видеть не простого человека, а духовного наставника. Порой мы даже представить себе не можем, как важно для людей увидеть батюшку в духовном платье на улице. С этого для кого-то может начаться воцерковление. И, напротив, развязанное поведение священника, грубый тон, высокомерие отталкивают не от конкретного человека, а от веры и Церкви.
Сегодня благодаря социальным сетям многие видят, чем на самом деле полны наши сердца, будьте осторожны, потому что и там на нас лежит ответственность за каждое праздное слово, о которой предупреждал Спаситель.
Не только ваши прихожане, но и ваши соседи, одноклассники ваших детей или коллеги матушек также пристально смотрят и на вас и на всю вашу семью. Так происходит везде, но в Республике Татарстан, где сосуществуют и трудятся рядом представители двух религий, это особенно заметно. Мы не можем не отдавать себе отчет в том, что люди сравнивают православного батюшку и хазрата. И чтобы словам нашим верили, а дела поддерживали, нельзя допускать, чтобы сравнение это было не в нашу пользу.
При этом нам всегда нужно помнить, что национальность не тождественная религиозной принадлежности. Во Христе нет ни эллина, ни иудея, каждый человек может найти путь в ограду его Церкви. Поэтому хорошо, следуя примеру апостолов проповедовать Евангелие на языке разных народов. Как мы знаем из истории, именно христианство создавало и развивало мировоззрение многих народов – и русских, и чувашей, и кряшен, и многих других. Но случилось это именно потому, что люди стремились к Небу, ко Христу и, отрекаясь от собственной ограниченности, обретали богатую культуру. Но неправильно благовестие о Христе делать средством национального возвышения. Так можно и Небо потерять, и на земле потерпеть фиаско.
Часть 5. Перспективы развития церковной жизни в епархии
Развитие церковной жизни зависит, в первую очередь, не от ярких, но единичных инициатив, не от авралов, а от системной и планомерной работы на протяжении года. И работа эта должна быть командной, а, значит, необходимы и совет, и исполнительская дисциплина. Отрадно заметить, что уровень этой дисциплины в целом в нашей епархии достаточно высок, хотя и не без исключений. Во многом это заслуга ответственного отношения к своим обязанностям благочинных.
Но, как говориться, нет пределов совершенству. Нам есть к чему стремиться. В первую очередь, хочу обратить внимание благочинных на то, что их обязанность – следить за богослужением и приходской жизнью в храмах округа, а не только на своем приходе. Я понимаю, что сегодня на многих пастырей возложена большая ноша – быть главой не одной, а нескольких приходских общин. Как не вспомнить слова Спасителя: «Жатвы много, а делателей мало» (Лк. 10, 2). Но все равно и настоятель, и благочинный должен распределять силы, время, искать помощников среди мирян, чтобы заботиться о каждой из этих общин.
А еще искать и воспитывать тех самых делателей – потенциальных абитуриентов для поступления в семинарию. Мы живем не в 90-е годы, когда страна переживала духовное возрождение и многие люди сами приходили, желая посвятить жизнь служению Богу и Церкви. Сегодня необходим кропотливый труд священников-наставников, которые и словом, и делом, а самое главное личным примером привлекут молодых людей и тех, кто уже умудрен житейским опытом.
Одно из самых действенных средств воцерковления и духовного воспитания – богослужение. Но для того, чтобы оно влияло на души людей, чтобы открывало им красоту православия, оно должно быть для самого пастыря не заученной схемой, не тяжкой повинностью, от которой хочется побыстрее освободиться, а любимым деланием. Молитва – это наука из наук, постигать которую христианин призван на протяжении всей жизни, но к этому нужно стремиться. Миряне могут плохо понимать строй богослужения, не разбираться в его тонкостях, но они очень хорошо чувствуют, любит ли священник молиться, дорог ли для него храм. И на этом строится уважение к батюшке, доверие его словам и желание помогать, в том числе и в личных нуждах священника.
Настоятель, а тем более благочинный не только глава приходской общины, но и руководитель коллектива. Должность, предполагающая и организаторские навыки, и умение ладить с людьми самого разного образовательного и социального уровня, умение распределять обязанности и контролировать исполнение задач. Но при этом всегда помнить, что люди воспринимают вас в первую очередь в качестве священника, потому непорядочность, разгильдяйство, грубость, недалекость ранит их гораздо сильнее, чем в мирских организациях.
Планируя работу, нельзя забывать, что и приход, и благочиния – часть епархии и в целом Церкви. Поэтому при проведении строительных работ и приходских мероприятий, развитии диалога с представителями власти или общественности не забывайте брать благословение Правящего Архиерея. Это не ограничение ваших прав и свобод, не попытка навязать свою волю, а принцип церковной жизни, рожденный опытом, в том числе и горьким опытом. Совет, рассуждение помогут вам избежать ошибок, которые возможно и не видны в данном месте и в текущем моменте, но очевидны при взгляде со стороны. Кроме того, в церковной жизни должен быть общий курс, мы не должны, по меткому выражению пословицы, действовать кто в лес, кто по дрова.
Радует, что во многих храмах сложились живые приходские общины, с которыми я знакомлюсь во время богослужений. Очень приятно бывает видеть радушную встречу перед богослужением, общаться с детками или с умудренными жизнью прихожанами, ведь живое общение с народом Божиим – одно из главных утешений архипастырского служения. Но хорошо, когда общение по-настоящему живое, не замкнутое в раз и навсегда устоявшиеся формы. К примеру, хорошо и оправданно встретить караваем архиерея, прибывшего на новую кафедру. Но немного странно видеть встречу с караваем перед храмом, в котором служишь далеко не в первый раз. После первого знакомства общение нужно развивать, идти дальше. Понимаю, что за этой встречей искренняя забота и любовь многих людей. Но задача настоятеля – направить ее в новое русло: организовать беседу с прихожанами, встречу в школе, возможно беседу или урок с детьми.
Наша с вами общая задача не транслировать раз и навсегда выбранные формы, а жить в Церкви глубоко и осмысленно, учитывая реалии современного общества. Только в этом случае наши современники услышат нашу проповедь о Христе как призыв обращенный лично к ним, а не как выступление каких-то фольклорных персонажей.
***
В завершение хочу вновь поблагодарить за понесенные труды всех церковных тружеников: пастырей и мирян. Мы говорили сегодня о ярких событиях и тенденциях развития епархиальной жизни. Но это не значит, что я не вижу и не ценю ваш повседневный труд. Порой мы устаем от этого труда, изнемогаем под тяжестью проблем, но именно в ежедневном следовании долгу, в хранении верности Христу и принятым на себя обязательствам и созидается настоящее счастье. Счастье быть частью Христовой Церкви, посвящать течение временной жизни стремлению к вечности.
Поздравляю вас с приближающимися Новолетием и Рождеством Христовым. Мы с вами становимся сегодня свидетелями стремительного изменения мира, зачастую эти изменения тревожат, лишают покоя многих людей. Но мы, христиане, имеем великую надежду. «Без Христа пространство и время, в которых пребывает наш мир, становятся неподъемным бременем. Только с помощью Всеблагого и Всесильного Богочеловека Христа это иго становится благим, а бремя – легким (ср.: Мф. 11; 30)», – писал старец Иосиф Ватопедский. Наша задача – не только самим находить в Боге поддержку и утешение, но и окружающему нас миру свидетельствовать о Спасителе. Помоги нам в этом Господь.