Церковное пение – что из прошлого можно назвать приобретением в сегодняшней традиции? Я думаю, что вся сегодняшняя церковно-певческая традиция, по большому счету – приобретение прошлого. Начиная с принятия византийской певческой традиции в X-XI веках, постепенного адаптирования ее в русское знаменное пение со всеми его разновидностями, затем ранним русским многоголосием, партесом и заканчивая новым направлением духовной музыки. Гласовая система – приобретение далекого прошлого. Хотя сейчас, прежде всего в музыкальном смысле, мы далеки от того осмогласия, которое было создано преподобным Иоанном Дамаскиным. Эта система не стоит на месте, а постоянно развивается и изменяется, но корни ее в VIII веке.
А если говорить о ближайших к нам временах – то конец XIХ века, в музыкальном смысле, стал непокоренной вершиной церковно-музыкальной мысли. Я говорю в первую очередь о новом направлении в русской духовной музыке – А.Д. Кастальском, А.Т. Гречанинове, В.С. Калинникове, А.В. Никольском и, конечно же, П.Г. Чеснокове. А.А. Архангельском, который был современником нового направления, но не был его представителем. Величайшие светские композиторы – П.И. Чайковский и С.В. Рахманинов писали свои сочинения для православных богослужений. Вся эта музыка вот уже более ста лет входит в репертуары церковных хоров и помогает пришедшим в храм молиться.
А что мы утратили безвозвратно? Думаю, культуру пения народа. Это то, что прививала Церковь своим чадам. И проблема по большей части здесь даже не в безвозвратности, а скорее в массовости. Хотя, вряд ли уже вернется когда-нибудь народная песня в народ, а романсы, арии и академическая камерная вокально-инструментальная музыка, так популярная те же сто лет назад, в высшие сферы общества.
Если говорить о безвозвратно утерянном именно в церковно-певческой традиции, думаю, нужно сказать о цензуре. В XVIII-XIX веках придворная певческая капелла распространила свое влияние на все церковное пение. Капелла разрешала или запрещала композиторам печатать свои духовные сочинения. Категорически запрещалось в церквах петь неутвержденные цензурным комитетом богослужебные песнопения. Более того, указами Синода на клиросах всей Русской Церкви было запрещено исполнять известные церковные песнопения, если они были переписаны от руки в тетради. Только по книгам, изданным в одобренных капеллой, как их тогда называли, «нотопечатнях».
Сейчас никакой цензуры для духовных сочинений не существует. Кроме архиереев или настоятелей, которые интересуются духовной музыкой. И поэтому в храмах можно услышать музыкальные сочинения самого разного качества с точки зрения стиля и соответствия духу богослужения.
Церковные композиторы сегодня – какие они? К сожалению, я знаю не так много музыки современных церковных композиторов. Мое сердце полностью отдано церковной классике.
Цезура придворной капеллы, о которой я упомянул чуть ранее, всё-таки была полезной и нужной. Она устраняла из области богослужебного пения надуманную, или стилистически неподходящую богослужению музыку. А сегодня литургическую музыку пишут, в самое главное(!) - исполняют(!) все, кому вздумается. Причём это могут быть люди, которые в своей жизни не переступали порог храма и вообще не представляют что такое церковный стиль. И хотя музыка у них получается эффектной, но она часто лишена главного качества – помогать совершаться молитве пришедших в храм людей. Она может быть красивой, увлекательная или развлекательная, но совсем не вдохновляющая к духовному сосредоточению и сердечной молитве.
Но, тем не менее, есть и среди современных духовных композиторов выдающиеся. И в первую очередь это, конечно, архимандрит Матфея Мормыль и его близкий соработник – диакон Сергий Трубачев. Они почили не так давно, диакон Сергий в 1995-м, а отец Матфей в 2009 году, поэтому они считаются современными композиторами. Их музыка литургична и молитвенна. Потому, что подчинена принципу, который сформулировал отец Матфей: «Слово здесь господин, а звук слуга». В богослужебном пении всегда на первом месте находится текст, и только исходя из текста должна рождаться музыка. А в современных реалиях об этом мало кто задумывается из композиторов. И в этом, на мой взгляд, корень проблемы.
Роман Анатольевич Хитев, регент архиерейского хора Симбирской епархии