Чистопольская епархия
ЗАКАМЬЕ ПРАВОСЛАВНОЕ

Официальный сайт Чистопольской епархии

  • Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
  • Татарстанская митрополия

По благословлению епископа Чистопольского и Нижнекамского Пахомия

Важный урок святой семьи

Сегодня, 8 февраля, Православная Церковь чтит память преподобных Ксенофонта, его супруги Марии и их сыновей Аркадия и Иоанна.Как же вся семья уподобилась лика святости, и какой пример веры они подали христианам? Об этом мы беседовали с ключарем Свято-Никольского кафедрального собора священником Виктором Тихоновым. Как выяснилось, из жития семьи, жившей в V веке, можно вынести много уроков и для нас.

Чудесное спасение

Супруги Ксенофонт и Мария воспитывали детей в благочестии, читали им духовные книги. Иоанн и Аркадий, похожие друг на друга как две капли воды, сообразительные, послушные мальчики, быстро усвоили науку. Для довершения образования детей родители отправили их в финикийский город Берит, нынешний Бейрут.

Корабль, на котором плыли юноши, попав в шторм, разбился. Иоанну и Аркадию удалось спастись. Однако, море разнесло их в разные стороны. Не зная о спасении, каждый скорбел о смерти брата. По отдельности братья дошли до разных монастырей, где приняли иночество. Они даже не догадывались, что находятся совсем рядом.

Спустя два года преподобные Ксенофонт и Мария, тревожась о своих детях, послали своего слугу в Берит. Вскоре он вернулся с вестью о гибели корабля, на котором плыли братья. У родителей оставалась надежда на чудесное спасение детей, они отправились в Иерусалим. Здесь они пошли молиться по разным храмам. Мать узнала в одном из иноков Аркадия. Отец, который в это же время пошел в другую церковь, увидел Иоанна.

Воссоединение семьи было чудесно. Оставшуюся жизнь преподобные Ксенофонт и Мария посвятили Богу. Они приняли иночество и, подвизаясь в безмолвии, получили от Бога дар чудотворений. Аркадий и Иоанн отошли в пустыню, где, после долгих подвигов, прославились даром чудотворения и прозорливости.

Живое доверие Богу

Священник Виктор Тихонов: «Подвиг этих людей заключается не в том, что когда возникла трагическая ситуация, они не отчаялись. А в том, что они были очень глубокими и по-настоящему верующими. Вера их была не просто словом, как у большинства современных людей, это было осмысленное ощущение жизни. Настолько же естественное состояние, как для нас, например, прием пищи, ощущение радости.

По-настоящему верующий человек не живет границами временной земной жизни. Мы привыкли, что земная жизнь должна заключаться в каких-то формах: достаток, комфорт и прочее. У верующего человека жизнь очень продолжительная, ведь он размышляет о себе и в жизни будущей.

Преподобный Ксенофонт в своей вере был близок к Богу, ощущая, что действительно плохо или, наоборот, хорошо. И каждому христианину его внутреннее стремление, его связь с Господом должна давать ощущение правильности.

Святой имел достаток, возможность жить в этой земной жизни достаточно хорошо. Но для него именно жизнь для Бога была целью, также он воспитал своих сыновей. Когда дети потерпели кораблекрушение, они стали молиться. Почему они не стали искать путь домой? Для них Христос и их одиночество было дороже. И этому они также научились от родителей.

О чём ещё это говорит? Дети умели рассуждать. Они размышляли – почему Господь послал эту ситуацию, что Он ждет от меня? Если меня выбросило сюда, раз я пришел к этому монастырю, значит, Господь хочет для меня иноческого жития. Это очень правильное рассуждение, это умение доверять Промыслу Божию.

Ксенофонт и Мария – фундаментальные люди. Почему их назвали преподобными? Потому что они свою земную жизнь выстроили по подобию небесной. Когда они не знали, что с детьми, они встали на молитву. Не потому, что они захотели узнать, что с ними. Для них молитва была естественным деланием.

Они стремились ко Христу, они все вместе жили со Христом. И потому, когда их постигла беда, они переживали ее также со Христом. Их жизнь – это твердое, основательное стремление к Богу. Это не просто, но человеку верующему возможно».

Подготовила Мария Есина