Публикации Свято-Никольский кафедральный собор – страницы истории в перспективе будущего
ЗАКАМЬЕ ПРАВОСЛАВНОЕ

Официальный сайт Чистопольской епархии

  • Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
  • Татарстанская митрополия

По благословлению епископа Чистопольского и Нижнекамского Пахомия

Свято-Никольский кафедральный собор – страницы истории в перспективе будущего

В начале XVIII в. на берегу Камы, на казенных землях, было основано село Чистое Поле, известное также как Слобода Архангельская. Уже к середине XVIII в. это было крупное село, в котором значительная часть населения занималась торговлей. В 1781 г. село получило статус уездного города Казанского наместничества (с 1796 г. – Казанской губернии). С тех пор город стал носить название Чистополь. В XIX – начале XX в. Чистополь был самым большим и богатым из уездных городов Казанской губернии, его население в начале XX в. превышало 25 тысяч человек. В городе проживали десятки состоятельных купеческих семей.

Для уездных городов полагался главный городской собор. 57 лет – именно столько понадобилось, чтобы окончательно подтвердить статус Чистополя как уездного российского города постройкой величественного белокаменного собора на высоком берегу широкой и полноводной Камы. Трехпрестольный кирпичный собор во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского был спроектирован в традициях русского классицизма.

Собор был построен и освящен в 1838 г. В работе над проектом участвовали такие известные отечественные зодчие, как П.Г. Пятницкий, В.Е. Морган, Ф.И. Петонди, П.В. Тихомиров. Основной проект Никольского собора в Чистополе создал знаменитый архитектор Пётр Григорьевич Пятницкий, прославившийся возведением главного здания Императорского Казанского университета.

Со временем проект Никольского собора был отчасти изменен архитектором Василием Егоровичем Морганом, который с одинаковым успехом создавал собственные проекты и доводил до совершенства работы коллег. Следующим зодчим, приложившим руку к возведению Чистопольского собора, был зодчий итальянского происхождения Фома Иванович Петонди. Он снабдил Никольский собор надежной оградой из камня – на высоком цоколе, с воротами в виде арки, с круглыми колоннами. Для строительства большого собора требовались немалые средства. Деньги дали известные своей благотворительностью чистопольские купцы и предприниматели братья Поляковы – Григорий и Дмитрий Андреевичи.

В соборе положены были по штату 1841 г.: один протоиерей, два священника, два диакона и два пономаря. За собором числилась пашенная и сенокосная земля. Причем причт пользовался этой землей по добровольному согласию крестьян.

Священно- и церковнослужители получали на содержание из Казанского Приказа общественного призрения 319 руб. 50 коп. ассигнациями с процентной суммы, вложенной храмоздателями Григорием и Дмитрием Поляковыми на вечное обращение в пользу причта.

По духовному завещанию купца Григория Андреевича Полякова его супруга Агриппина Исааковна после смерти купца должна была внести в Казанский приказ общественного призрения на вечные времена три тысячи рублей серебром в пользу Николаевского собора. Одна половина процентов с этого капитала предназначалась для украшения храма, а другая должна была копиться и служить запасом для поправления здания, когда оно придет в ветхость.

О себе купец распорядился следующим образом: «Если Бог приведет умереть мне в г. Чистополе, то завещаю похоронить меня у выстроенного мною Николаевского собора и помянуть по долгу христианскому…». До последнего времени считалось, что Григорий Андреевич и Агриппина Исааковна Поляковы были погребены, согласно последней воле купца, у ограды собора, о чем свидетельствует общее надгробие супругов с указанной на лицевой стороне датой их кончины. Однако в метрических книгах Николаевского собора и Спасской церкви за 1848 г. отсутствуют записи о смерти таких видных горожан. Таким образом, следует признать, что Чистополь не являлся местом их смерти, а надгробие является кенотафом – могилой без погребения. Кенотафом называют любой надгробный памятник, находящийся там, где нет самого захоронения. Иными словами, кенотаф – символическое надгробие для того, чтобы почтить память усопшего, если по тем или иным причинам тело было утрачено.

Записи о смерти чистопольских купцов Поляковых – Григория Андреевича и его супруги Агриппины Исааковны – были обнаружены в метрической книге Благовещенской церкви г. Сергиевска Самарской области (Оренбургский государственный архив // Ф. 173. Оп. 14. Д. 23. Стр. 180, 189). Установлено, что купцы Поляковы заболели и умерли во время пика эпидемии холеры, находясь в Сергиевске в летний период, вероятно, по торговым делам. Весной 1848 г. болезнь, стихшая в зимний период, вспыхнула с новой силой.

Как указано в архивном документе, Поляковы были погребены на местном кладбище. Транспортировка тел умерших от заразных болезней строго воспрещалась. Их укладывали в просмоленные гробы, пересыпали известью и хоронили в специально отведенном месте или участке кладбища, зачастую в общих могилах. Стоит отметить, что даты смерти супругов Поляковых, указанные на кенотафе, не совпадают с записями в церковной книге.

В знак глубокой признательности города и Церкви Григорий и Дмитрий были удостоены особой чести: приделы построенного на их средства Никольского собора были освящены в честь их небесных покровителей: южный придел – во имя святителя Григория Нисского, северный – во имя великомученика Димитрия Мироточивого.

В течение 1870-х гг. происходило обновление интерьеров внутренней части собора. Работы велись по проекту архитектора Петра Валериановича Тихомирова. Во второй половине ХIХ в. внутреннее помещение собора было расписано специально приглашенными живописцами из Палеха, из мастерской авторитетного иконописца Ивана Багирова. Кроме того, настенные фрески выполнил известный художник Владимир Померанцев.

В 1901–1902 гг. началось новое кардинальное обновление внутреннего убранства Никольского собора, прежде всего, благодаря известному купцу 1-й гильдии и предпринимателю Ивану Леонтьевичу Мешкичеву. Он лично заказал на свои деньги изготовление богатого соборного иконостаса известному мастеру позолотных дел, казанскому купцу и владельцу мастерской Тюфилину. Михаил Александрович был ярким представителем семьи резчиков иконостасов Тюфилиных: этим занимались его отец Александр Петрович и сын Александр Михайлович.

На средства Ивана Леонтьевича Мешкичева была построена в пределах Никольского собора часовня, спроектированная в псевдорусском стиле. Она исполняла также и хозяйственную функцию: в ней был вырыт глубокий колодец, который использовался для слива воды. Часовня располагается по правую сторону от входных ворот Свято-Никольского кафедрального собора. Ее по праву можно считать старейшей часовней города, так как она была построена в 1848 г., в год смерти одного из основателей храма – чистопольского купца Григория Андреевича Полякова и его супруги Агриппины Исааковны.

Подобно многим православным соборам России, Никольский храм с самого начала своей истории играл роль архитектурной доминанты всего города. От собора вдоль всего города была проложена главная, согласно регулярному плану застройки Чистополя, высочайше утвержденному Николаем I еще в 1829 г., Екатерининская (нынешняя Карла Маркса) улица, включавшая в себя главные городские объекты, такие как почта, телеграф, отделение полиции, учреждения местного земства, здания казначейства, банков, учебных заведений. Начиналась она как раз от Никольского собора, а завершалась у Казанско-Богородицкой церкви, именуемой горожанами кладбищенской.

С 1917 г. жизнь в Чистополе кардинально изменилась. Прихожане сумели уберечь лишь два храма из шести: кладбищенскую церковь и величественный собор святителя Николая Чудотворца. Остальные были уничтожены. Однако и Никольский собор в советские времена закрывали, причем неоднократно.

В первый раз прихожане оказались перед закрытыми дверьми собственного храма в 1927 г. Колокола собора тогда были пущены на переплавку, а высокая колокольня – взорвана; внутри было разграблено убранство и полностью уничтожены три богатых иконостаса ручной работы. Спустя пять лет, в 1932 г., Никольский собор снова открыли, но лишь для того, чтобы передать его представителям так называемой обновленческой церкви. Три года власти пытались привлечь сюда прихожан, дабы идеологически перековывать людей с помощью послушных им «обновленцев», называемых в народе не иначе как «красными попами». Однако авторитет этой, по сути, марионеточной организации, стремившейся посеять раскол в православном мире, был невелик: собор все больше пустовал, и под сводами храма поселилось долгое эхо, потому что прихожане обходили это место стороной. Власти видели, что храм посещает с каждым днем все меньше людей; их недовольство «обновленцами» росло, и они решили прекратить неудавшийся идеологический эксперимент.

В 1935 г. собор снова был закрыт. Сначала здесь устроили различные складские помещения, а затем здание перешло под ведомство своего нового и грозного хозяина – Народного комиссариата внутренних дел. В 1937–1938 гг., по некоторым сведениям, в подвале храма проходили массовые расстрелы людей, в том числе и прихожан собора. Позже помещение храма использовали в качестве тюрьмы.

В течение всей Великой Отечественной войны здесь размещалось пересыльное тюремное отделение для тех советских солдат и офицеров, которые считались изменниками Родины и преступниками-дезертирами. Но даже сам вид собора – торжественный и величавый – вдохновлял людей на трудовые подвиги, а таких знаменитых литераторов, как Арсений Тарковский, Леонид Леонов, Борис Пастернак, приехавших в эвакуацию в этот камский городок, – на создание новых произведений, строки которых были навеяны видом куполов Никольского собора или его стройных каменных колонн, напоминавших о времени и вечности.

По окончании войны Никольский собор использовали для сугубо хозяйственных нужд. Так продолжалось долгие годы, и все это время прихожане упорно боролись за возвращение любимого храма в лоно Церкви. Лишь в 1990 г. Никольский собор наконец-то вернули верующим – одним из первых в епархии – полуразрушенным, разоренным, без колокольни... Событие, которого столько ждали сотни и тысячи людей, совершилось, пора безвременья миновала, настало время для реставрации и обустройства святыни.

15 марта 1990 г. решением Чистопольского Совета народных депутатов Никольский собор был «возвращен исполнительному органу при кладбищенской православной церкви». Первым делом начали восстанавливать колокольню, но, к сожалению, из-за отсутствия необходимой строительной техники строительство было надолго заморожено.

Только с 2000 г. при деятельном участии директора часового завода «Восток» В.В. Цивилина и В.И. Зайцева был проделан огромный объем работ по восстановлению храма: за одно лето была полностью достроена колокольня, пермские мастера изготовили купол с крестом, а на Московском заводе отлили 9 колоколов, которые вскоре порадовали чистопольцев своим чудесным перезвоном.

В 1991 г. для восстановления собора Министерство национальностей России, Президент Татарстана М. Шаймиев, глава администрации Чистопольского района и г. Чистополя В.М. Козлов в общей сложности выделили более 100 млн рублей. На эти средства были сделаны все ремонтно-реставрационные работы внутренней части собора. Роспись храма и иконостас были выполнены на средства верующих прихожан города. Роспись всего собора сделали казанские и местные художники за три года. Самым трудным оказалось сделать три резных иконостаса из-за отсутствия проекта прежних. Помог художник Пугачёв, который вызвал из Петербурга архитектора, и они вместе по историческим книгам спроектировали три иконостаса, а резчики из Казани претворили проекты в четырехъярусный иконостас. Написанием икон для иконостасов и их позолотой в течение пяти лет занимались художники и мастера из Москвы. В 2002 г. реставрация собора завершилась, ему был возвращен первоначальный вид. Храм освятил архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий. А в 2012 г. собору вернули статус кафедрального.

Сегодня Никольский собор выглядит весьма торжественно, величаво и даже монументально, как и подобает главному собору города. Его фасады – характерный пример позднего классицизма, пятиглавие же и крестообразная форма в плане – традиционные элементы псевдорусского стиля. Колонны храма весьма напоминают те, что обрамляют главный вход в Казанский университет, ведь оба здания спроектировал архитектор П.Г. Пятницкий. Над притвором возвышается четырехъярусная колокольня, выполненная в виде поставленных друг на друга четвериков, последний ярус цилиндрический. Колокольня собора была разрушена в 1936 г. 73 года сохранялся лишь ее нижний ярус.

Свято-Никольский собор является кафедральным в Чистопольской епархии. Здесь ежедневно совершают богослужения, в праздники он становится центром общегородских и общеепархиальных торжеств. Здесь с радостью встречают гостей города и знакомят с его историей. При соборе действует воскресная школа. В храме много чтимых образов Господа, Божией Матери и святых. Особое утешение для верующих – молиться у ковчега с частицей мощей небесного покровителя храма святителя Николая Чудотворца. Входя под своды этого старинного намоленного собора, многие люди обретают путь к Богу и ответы на свои самые сокровенные вопросы.

Священник Александр Новицкий