С 28 ноября у православных христиан начинается пост, который закончится в канун Рождества Христова. Когда-то в древности звезда не сразу привела волхвов к яслям Богомладенца Христа: им предстоял долгий путь. Также и мы не вдруг встречаем самые важные праздники. Наше путешествие – во времени, а еще – в глубины своего сердца, которое должно быть приготовлено к этой важной встрече.
Пост – время для души
Как часто мы слышим вопрос: почему христиане так странно относятся к праздникам? Отмечают смерть (успение) Матери Божией и святых как радостное событие, а к Рождению Господа готовятся постом и покаянием? Ответить на эти вопросы сложно, если твой собеседник никогда не радовался … уборке. Ведь как бывает – убирается человек дома или в храме, и устал, и не хочется, и другие дела отвлекают. А доведет дело до конца – и радуется душа. Чистота и порядок становятся наградой за труды.
Также и с постом. В декабре накапливается усталость, сопряженная с итогами (учебными, рабочими, житейскими), да еще и предновогодние хлопоты, которые на радость всевозможным предпринимателям начинаются с середины ноября. Кажется, как можно отказаться от возможности попраздновать, повеселиться со всеми, зачем лишать себя законного, «заработанного» удовольствия? Но откажется человек Христа ради хотя бы на время от мирской суеты, задумается над великой тайной Боговоплощения — и сможет обрести тихую радость, которая станет для него дороже всех земных удовольствий.
«Мы начали радостный и святой Рождественский пост. Как еврейский народ сорок лет скитался по пустыне, прежде чем вошёл в Землю Обетованную, также и Святая Церковь ведёт нас через сорокодневную пустыню поста, прежде чем мы войдём в Божие обетование, открывшееся нам в Рождестве. Для евреев скитание по пустыне было необходимо для того, чтобы сбросить с себя оковы рабства – телесные, умственные и духовные. Также и мы должны сбросить с себя оковы рабства грехам и страстям», – пишет священник Сергий Свешников. Сделать это без труда невозможно, а движение, преодоление — лучшие помощники этого труда.
Навстречу Христовой любви
Рождественский пост дарит верующему сердцу ни с чем несравнимое чувство радости от постепенно приближающегося праздника. Мы слышим его отзвуки практически в самом начале – уже вечером 3 декабря. С праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы зовет нас Церковь: «Христос рождается, славите! Христос с небес, срящите!» Именно навстречу Его Любви мы и отправляемся дорогой Рождественского поста.
Однако путь потребует верности и собранности, терпения и постоянства. К этому в своей проповеди призывает нас и митрополит Антоний Сурожский: «Готовьтесь внимательно на протяжении всего Рождественского поста, ожидая пришествия Господня, но не пассивно, а в том состоянии собранного бодрствования, с которым часовой на страже ожидает прибытия своей Царицы или Царя. Будем помнить, что находиться в присутствии Божием – это не право наше, а величайшая честь, которую Бог нам оказывает, и будем держать себя соответственно!»
Любой пост, а точнее сообщение о его начале – это личное обращение к каждому христианину. «Пища не приближает нас к Богу и не удаляет от Него», – на память цитируют противники поста слова апостола Павла, вырывая их, правда, из контекста. Его сторонники с готовностью вспоминают слова святителя Василия Великого: «Пост – дар древний, неветшающий, нестареющий, но непрестанно обновляемый и цветущий во всей красоте. Сколько отнимешь у тела, столько придашь душе. Пост посылает молитву на небо, делаясь для нее как бы крыльями».
Устав Рождественского поста чуть легче поста Великого, поскольку во многие дни разрешена рыба и морепродукты. Но и он предполагает отказ от пищи животного происхождения – мясных и молочных продуктов, яиц. Конечно, дело не в еде, это понимают и сторонники поста. Важно помнить, что телесное воздержание ценно не само по себе, оно призвано обнажить страсти человека, увидеть их и вступить с ними в борьбу. Потому что когда человек сладко спит, хорошо кушает, все его любят, у него нет возможности увидеть себя по-настоящему. Но лишь утеснит он свою плоть, становятся видны и немощи души.
Рождественский пост, к которому мы часто относимся более поверхностно, чем к Великому, по наблюдению многих совсем не прост. Ведь впереди неблизкий путь длинною в сорок дней, и только Богу известно, как пройдут они для каждого из нас. По отзывам многих церковных людей именно в этот пост христиан постигают искушения холодности, раздражения, взаимных обид и конфликтов. Мир будто испытывает нас перед лицом великого события – а есть ли в наших сердцах любовь, готовы ли и мы претерпеть муки рождения нового человека, совлекая с себя ветхого? И как часто с горечью видим мы свою немощь и несовершенство.
Несмотря на трудности и скорби, на усталость и обычное желание плотно покушать, которое – что уж скрывать – приходится преодолевать, всё равно любой пост приносит христианину радость. Мы привыкли поздравлять друг друга с праздниками, а повседневный внимательный труд нам кажется тяжким бременем. Но не всегда праздность приносит утешение, напротив, усердие, которое человек прикладывает, чтобы исправить с Божией помощью свою душу, приносит настоящую тихую радость. В то время, как шумные развлечения, которыми, к сожалению, люди привыкли отмечать сегодня праздники, душу опустошают.
Призыв к милосердию
Рождественский пост – это еще и призыв к милосердию. Ведь мы готовимся встретить Того, Кто оказал милость каждому из нас. «Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния. Пост от милостыни заимствует свою твердость», – учит нас святитель Иоанн Златоуст.
Недаром даже существует такой жанр – святочные рассказы. Главным в его содержании является мотив чуда. Чудо, свершившееся когда-то в Вифлееме, ежегодно и многократно повторяется и в наши дни, безгранично множась и проходя к каждому отдельному человеку в своем особенном проявлении. Готовность к чуду, его нетерпеливое ожидание – характерная черта предпраздничного состояния героев таких рассказов. Однако чаще всего чудо в святочных рассказах вовсе не является чем-то сверхъестественным. Оно приходит в виде обычной жизненной удачи, простого человеческого счастья, неожиданного спасения, вовремя пришедшей помощи. Творцами этих больших и малых чудес становятся люди, которые не прошли мимо чужой беды, вовремя протянули руку помощи.
То, с каким умилением мы читаем эти простые, порой безыскусные, но трогательные рассказы, свидетельствует о нашем стремлении к добру и милосердию. К желанию, чтобы облетели с наших душ черствость, путы многозаботливости и суеты, освобождая место милосердию и любви. «Если мы хотим, чтобы семья была крепкой, чтобы муж никогда не расстался с женой, а жена – с мужем, если мы хотим, чтобы между родителями и детьми всегда были добрые, сердечные отношения, нужно творить дела милосердия по отношению друг ко другу. Если мы хотим, чтобы в обществе нашем изменились отношения, чтобы мы осознавали себя единым народом, мы должны научиться делать добро друг другу, дабы через это доброделание становиться ближе друг ко другу. Пост, молитва и милосердие – это три способа, три оружия, которые необходимо употреблять для того, чтобы мы приближались к Богу; чтобы жизнь наша не прошла напрасно», – учит нас Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Хочется пожелать всем православным христианам, чтобы пост стал для каждого из нас временем приобретения, а не только отказа. Приобретения любви и молитвы, веры и верности Рождающемуся Христу. «В течение поста Церковь сугубым образом открывает нам тайну Христа. Наше приближение к Его Рождеству должно восприниматься нами как вхождение Сына Божия в нашу жизнь, в наши сердца, потому что Он приходит, чтобы встретиться с каждым из нас лично», – эти слова протоиерея Александра Шаргунова настраивают на личный путь, личную дорогу к Вифлеемским яслям.
Марина Шмелева
Азбука.ру