Публикации Благодарственные молитвы – соборный голос верующих
ЗАКАМЬЕ ПРАВОСЛАВНОЕ

Официальный сайт Чистопольской епархии

  • Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
  • Татарстанская митрополия

По благословлению епископа Чистопольского и Нижнекамского Пахомия

Благодарственные молитвы – соборный голос верующих

Слово «Литургия» происходит от греческого «общее дело». Это богослужение – центр и исполнение молитв всего суточного круга – предполагает особое единение «до единомыслия» до воспевания «едиными устами». Но всегда ли мы воспринимаем Литургию именно так? Почему во время совершения Евхаристии или её завершения можно увидеть в храме человека, погруженного в молитвослов?

Об этом ещё в прошлом веке с горечью упоминал литургист протоиерей Александр Шмеман. Его поражало, как можно во время Евхаристического канона читать правило ко Причастию? Этот пример можно продолжить: как можно читать личные благодарственные молитвы в то время, когда звучат молитвы соборные и всё о том же – о нашей благодарности Творцу за удивительный дар Святых Христовых Таин?

Мы живем в обществе атомизированном, и о таком индивидуальном подходе к богослужению можно сокрушаться, но не удивляться. Общинное сознание в наше время не данность, а задание. Реальность же такова – разрозненные, не воспринимающие друг друга семьей христиане приходят в храм, чтобы помолиться. И забывают, что кульминация богослужебного суточного круга – Евхаристия. В переводе с греческого – благодарение.

Слава Богу за все!

«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5, 16-18), – учит нас апостол Павел. Как связаны эти состояния? – Молитва рождает радость и благодарение и наоборот. А если ослабевает молитвенная связь с Богом – подателем всех благ, в сердце вползают ропот, недовольство, уныние. Редко кто из людей благодарит своего Создателя, Который постоянно о нем заботится и посылает ему бесчисленные материальные и духовные блага.

Чудесные, непостижимые умом благодеяния – спасение от опасности, от нужды, от смертельной болезни – еще рождают благодарность. Да и то не всегда и недолго. «Ее же Бог от онкологии исцелил. Как она тогда молилась, просила. Почему же все забыто?», – сетование моей знакомой Ирины о своей родственнице знакомо многим, — увы.

Чего уж говорить о том, повседневном и обыденном, что мы воспринимаем как само собой разумеющееся. Однажды архимандрита Савву (Можуко) спросили о роскоши в жизни современных монахов. И он ответил: «Да, меня окружает роскошь. К примеру, возможность принять горячий душ в конце дня. Вы представляете, сколько сегодня людей на земле, которые не могут себе этого позволить?»

«Куда ни посмотрю сердечными очами, – гораздо раньше написал праведный Иоанн Кронштадтский, – внутрь ли или вне себя, везде вижу сильный повод к благодарению и славословию Господа!» Ежедневно благодарить Бога за воздух, воду, дыхание, весь мир советовал и святитель Иоанн Златоуст. Наверное, и сам так жил, раз последними словами этого гонимого властями страдальца стали: «Слава Богу за всё!»

Эти слова сегодня часто воспроизводят верующие, порой не как молитву, а как расхожую присказку. Но человек нуждается в опыте глубокого личного благодарения, соединенного в общем порыве к Творцу. Потому что тот, кто не благодарит, не помнит о Боге — и живет без Него. В Евангелии от Луки (17, 12–19) есть эпизод с десятью прокаженными, исцеленными Христом: только один из них возвращается, чтобы поблагодарить Исцелителя и прославить Бога за свое избавление от болезни. Горечь Христа – не десять ли очистились? где же девять? — заставляет нас задуматься: а умеем ли мы благодарить. И опытом, и школой такого благодарения становится Литургия.

Возвращение в рай

Отец Александр Шмеман был певцом литургического общения. Для него Евхаристия была центром и смыслом не только богослужебного круга, но и совершенно всей жизни. В своей книге «Евхаристия. Таинство Царства» он пишет: «Вот снова возносится над миром это чистое, свободное, блаженное благодарение, восстановленное и дарованное человеку Христом. Его благодарение, Его знание, Его сыновняя свобода – ставшие и вечно становящиеся нашими. Благодарение, которое – потому что оно Христово и свыше, нас возводит в рай, как его предвосхищение, как Причастие еще здесь, на земле, царству будущего века. И потому, каждый раз, что возносится оно, спасение мира завершено. Все исполнено, все даровано. Человек снова стоит там, где поставил его Бог, восстановлен в своем призвании – приносить Богу «разумную службу» (Рим. 12, 1). Мы исходим в жизнь, чтобы свидетельствовать и исполнять свое призвание. Оно у каждого свое, и оно есть наше общее служение, общая литургия – “во единого Духа причастие”».

Он много сетует на индивидуализм современных ему (к сожалению, нередко и нам) христиан. Приготовление ко Причастию, отмечает богослов, стало частным приготовлением к великому Таинству. Молитвы перед Причастием можно найти в молитвословах, но в сам текст и обряд литургии они не входят, за исключением двух-трех молитв, которые мы слышим перед самым причащением. В отличие от первых веков в истории христианства сегодня далеко не все, присутствующие на литургии, приступают к Чаше. И потому молитвы ко Причастию становятся личным делом причащающихся.

Благодарим, Господи!

В молитвословы включены и благодарственные молитвы после причащения, тоже частные. Они не входят в саму Литургию, но это не значит, что в ее чинопоследовании нет благодарственных молитв, которые мы должны сердцем услышать раньше, чем взяться за свой молитвослов.

Сразу после того, как священник причастит прихожан, хор начинает петь хвалебное «Аллилуия». И тут же, после возгласа, продолжает славословить Бога: «Видехом свет истинный, / прияхом Духа Небеснаго, / обретохом веру истинную, / нераздельней Троице покланяемся, / Та бо нас спасла есть». Это не просто благодарение, то исповедование основополагающее догмата той веры, которую мы «обретохом».

Затем переходим уже непосредственно к благодарению за великий дар: «Да исполнятся уста наша / хваления Твоего Господи, / яко да поем славу Твою, / яко сподобил еси нас причаститися / Святым Твоим, Божественным, безсмертным и животворящим Тайнам, / соблюди нас во Твоей святыни / весь день поучатися правде Твоей. / Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа». Приняв дар, важно сохранить его как можно дольше в своей душе. Как непросто это сделать, знает каждый, кто приступает к Таинствам. И без помощи свыше тут сложно. О ней и просим, и молим, благодаря.

В это время священник читает молитву: «Благодарим Тя, Владыко Человеколюбче, Благодетелю душ наших, яко и в настоящий день сподобил еси нас небесных Твоих и безсмертных Таинств. Исправи наш путь, утверди ны во страсе Твоем вся, соблюди наш живот, утверди наша стопы, молитвами и моленьми славныя Богородицы и Приснодевы Марии, и всех святых Твоих». Мы прикоснулись к раю, но все же не вошли в него окончательно. Впереди борьба за каждый день и за всю жизнь. Мы трезво сознаем, как легко свернуть на неправый путь – по шажочку, по чуть-чуть. И потому взываем – исправи, соблюди, утверди…

И, конечно, в завершение Литургии звучит проникновенный и поэтичный 33 псалом «Благословлю Господа на всякое время, / выну хвала Его во устех моих. / О Господе похвалится душа моя, / да услышат кротцыи и возвеселятся….» Мы как бы возвращаемся к началу пути, к исходной точке благодарения, с которой начинается литургия, Евхаристия. И вновь учимся благодарить Небесного Отца.

Завершив благодарение общее, можно перейти и к личному, прочитав, безусловно, прекрасные тексты благодарственных молитв. В них каждый раз обращаешь внимание на слова, образы, они воспитывают душу. И человек выходит в мир с опытом и образом этой благодарности Творцу – подателю всех благ.

Марина Шмелева

Азбука веры