«Сколько не предлагаю самых разных маршрутов паломничества, многие все равно хотят в Дивеево», – делится Любовь, организатор нашей поездки. К этому можно относиться по-разному, но факт остается фактом – преподобный Серафим Саровский самый известный миссионер XXI века. А поездка в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь – самый притягательный маршрут для паломников и туристов.
В гости к батюшке Серафиму
В обители их немало круглый год, но чем ближе к 1 августа – дню обретения мощей преподобного Серафима – становится все больше и больше. К примеру, только к одной хозяйке паломнических домиков приезжает в субботу девять автобусов. А в очереди к мощам можно простоять несколько часов, как ни стараются сестры и сотрудники охраны сократить для паломников это время.
Но ни трудности пути, ни большое количество народа не останавливают тех, кто целью своего пути видят обитель батюшки Серафима. Для меня это паломничество становится некой вехой или скорее воспоминанием о вехе на моем церковном пути – ровно двадцать лет назад я приехала в Дивеево впервые. Позади – размышления и поиск своего пути к Богу, выбор и первые шаги к воцерковлению. А впереди так много всего, что и не перечесть – в том числе, и знакомство с жизнью преподобного и обители, в которую он вложил молитвы и душу.
Вспоминаю эти годы, отмечаю для себя совсем иное, чем двадцать лет назад – уставное богослужение с чтением канона на двенадцать. Тихое пение и простое внятное чтение сестер, их скромный незаметный труд, которому они посвящают десятилетия своей жизни. По словам нашего экскурсовода, сегодня в обители (включая скиты и подворья) подвизается 509 сестер. До революции их было 1000. «Это не монастырь, это какая-то монашеская область», – восклицали тогда паломники. Но и сегодня мы готовы согласиться с ними. Чтобы такой огромный механизм работал слаженно, мало человеческих усилий, без помощи Божией и молитв небесного покровителя тут не обойтись.
Торжество церковной памяти
Мы приезжаем в Дивеево в пятницу, в канун больших торжеств. Так получилось, что 1 августа мы вспоминаем сразу два обретения мощей святого – в 1903 году, когда преподобный был канонизирован. И в 1991 году, когда после десятилетий гонений на Церковь наступила новая эпоха, а Дивеево обрело свою главную святыню.
Точнее, второе обретение мощей, которые долгое время считали утраченными, произошло в январе 1991 года. Их нашли в запасниках музея истории религии и атеизма, который располагался в здании Казанского собора в Ленинграде. Мощи преподобного Серафима Саровского тогда были перенесены в Москву и установлены в Богоявленском кафедральном соборе для поклонения. На протяжении нескольких месяцев сюда шли и шли верующие из разных городов и сел.
А потом началось удивительное странствие мощей преподобного Серафима в тот край, что прославлен его подвигом. Из Москвы в Дивеево отправился крестный ход на колесах – мощи перевозили в микроавтобусе, за которым следовал автомобиль Патриарха Алексия II. В монастырях и храмах по пути следования Предстоятель Русской Церкви служил Литургию, верующие с любовью молились батюшке Серафиму. В канун дня памяти преподобного святые мощи привезли в Дивеево, а 1 августа их разместили в Троицком соборе, где покоятся они и сегодня. Это было одно из самых ярких событий русской церковной истории XX века.
Свеча матушки Фроси
Одним из ярких литературных событий века XXI стал выход в свет книги архимандрита Тихона (Шевкунова) (ныне митрополит Симферопольский и Крымский) «Несвятые святые». Один из самых запоминающихся образов в этой книге – матушка Фрося. Послушница дореволюционной обители, хранительница памяти, рассказавшая о заветах батюшки монахиням – нашим современницам.
Изгнание монахинь из родной обители, скитания и лишения сестер в миру, притеснения монастырского духовенства, тюрьмы, ссылки, лагеря, обрекавшие гонимых на мучительные страдания и смерть – вот основные черты их жизни в годы гонений. Еще до арестов и тюрем блаженная Мария предсказала сестрам новый «монастырь», где звать их будут не по именам, а по номерам. «– Вот тебя, Фрося, мы позовем с казначеей: триста тридцать восемь! Триста тридцать восемь… Подивилась я, но запомнила. А когда в тюрьму взяли, такой номер у меня и был!.. Вот тебе и монастырь!»
Чего только не пережили эти великие в своем терпении сестры! Но жили надеждой, что Господь переменит суд на милость. Еще батюшка Серафим оставил им свечу, чтобы одна из сестер обители встречала с ней его мощи. «В 1927 году, накануне закрытия Дивеевского монастыря, жившая здесь блаженная Марья Ивановна собрала в последний раз дивеевских сестер и, взяв заветную свечу, оставленную преподобным, зажгла ее перед всеми. А потом предрекла, что последняя из собравшихся здесь сестер, которая останется в живых, от лица всех монахинь – почивших, замученных, убитых, но оставшихся верными Господу Богу, – будет встречать в Дивееве мощи преподобного Серафима вот с этой самой свечой».
Прошли десятилетия, из всех сестер, живших до революции в Дивеево, одна матушка Фрося дожила до завещанного дня. «Когда архиереи во главе с патриархом Алексием при стечении тысяч и тысяч людей под пение хоров вносили мощи преподобного Серафима в дивеевский храм, в дверях стояла послушница Фрося, схимонахиня Маргарита, в полном облачении и держала в руках зажженную свечу». Матушка Маргарита передала эту свечу протодиакону, встречавшему с ней мощи преподобного у врат обители. За одиннадцать дней до этого события было принято решение о возобновлении Серафимо-Дивеевского женского монастыря.
Невозможно без слез читать эти строки. Плачет и моя собеседница Галина Васильевна Кузнецова – сторожил и хранительница церковных преданий в Чистополе. Ей уже глубоко за 80, но она хорошо помнит, как с батюшками и паломниками приезжали они в Дивеево в 80-е годы прошлого века: «Тогда сестры просто в домах жили. Наш Казанский поезд приходил рано утром. Помню, стучим в дверь, а матушки так рады нам – батюшка Серафим священника прислал, сейчас молебен ему будем служить». Матушку Фросю Галина Васильевна вспоминает с уважением и любовью: «Такая добрая, такая приветливая была». Помнит, как ходили по Канавке: «Она тогда ведь еще не возобновлена была, по березкам ходили. Матушка Фрося говорила – где иконка преподобного есть, там и ходите»
Слушаю этот такой простой и вместе с тем такой удивительный рассказ и понимаю, что знаменитая теория пяти рукопожатий работает не только в пространстве, но и во времени. И не так уж и далеко нам до наших святых – во времени, а в молитве и совсем близко.
Обитель небесной красоты
В Троицком соборе, рядом с мощами, хранятся личные вещи батюшки Серафима. Топорик, лапти, гребень – такие простые изделия мастеров XIX века. Они могли бы принадлежать кому угодно, и не осталось бы уже от них и следа, но послужили святому и стали реликвией. Как его преображенная плоть – источником исцелений и чудес.
Непременный атрибут паломничества – экскурсия по территории обители. И сколько не слушай, каждый раз открываешь что-то новое. Например, какая вера была у матушки Марии (Ушаковой), которая устроила в Троицком соборе алтарь с желанием посвятить его отцу Серафиму – тогда еще не прославленному. И дожила, дождалась – и его прославления, и освящения придела.
В этот раз понимаю особую Божию милость к монастырю – каждая игуменья управляла обителью подолгу. Хотя и была уверена – правит в обители Царица Небесная, а помогает батюшка Серафим. «Дивеево – это Четвертый удел Божией Матери. Верховная Игумения и Начальница над всем здесь – Царица Небесная. Через батюшку Серафима Она дала нам Свой устав, такого устава нет больше нигде. Все наши традиции сформировались на основании того, что мы получили от Царицы Небесной через преподобного Серафима. В свое время все это было записано в летописных тетрадях, которые вели сестры монастыря, а позднее эти записи систематизировал священномученик Серафим (Чичагов) и отразил в “Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря”. По заповеди преподобного Серафима мы придаем очень большое значение уставной жизни монастыря. Если иноки живут уставной жизнью, то сам Ангел Хранитель руководит ими», – рассказывает игуменья Сергия (Конкова) в одном из интервью. Матушка управляет жизнью обители со дня ее возрождения.
В монастыре отмечаешь много внешних подробностей, предполагаешь труд, подвиг, но многого и не замечаешь. Да может и не надо. Главное плод – цветущая во всех смыслах обитель. И сонм паломников, которые ежедневно стремятся сюда, чтобы прикоснуться к этой живой красоте. И затосковать по красоте Небесной.
Марина Шмелева
Азбука веры