– Когда сталкиваешься с каким-либо затруднением и молишься, чтобы оно разрешилось, как понять, в чем состоит воля Божья? Читала, что у святых отцов было правило – помолиться до трех раз, и куда склонится сердце, так и делать. Можно ли его применять?
Отвечает епископ Пахомий:
– Действительно, в некоторых исключительных случаях, когда при каком-то выборе не знаешь, как поступить, можно помолиться, и как Господь положит на сердце, так и поступить. Но только, повторюсь, когда речь идет об исключительном случае, где действительно нужно познать волю Божию. А в повседневной жизни часто бывает, что люди задают вопрос, который вовсе не требует Божественного вмешательства. Например: «А надо ли мне мириться с моими родными, с которыми я вчера поругался, будучи в плохом настроении? Где тут воля Божия?». Совесть и так должна подсказать человеку, как здесь нужно поступить. Зачем вопрошать волю Божию, когда она и так давным-давно известна. «Любите врагов ваших» (Мф.5:44) – сказано в Священном Писании. А это родные, которых надо тем паче любить.
«А есть ли воля Божия, чтобы мне белье стирать в воскресный день?». Если даже ты и что-то постирал, но твоя душа не ощущает, что это грех, разве это то, что требует вопрошания? Вовсе не надо бросать жребий – идти тебе в воскресенье в храм или нет, кефир пить или молоко. Да что тебе нравится, то и ешь, если это не в постный день. А если день постный, странно спрашивать: «Есть ли воля Божия, чтобы я съел кусочек мяса?». Ну съешь ты этот кусочек мяса, если ты болен и делаешь это с глубочайшим смирением. А если ты здоров, как бык, так лучше вообще ничего не есть и лишний раз Христа ради что-то потерпеть, в чем-то себя ущемить. Бог за такую ревность и настоящее смирение в десять раз больше даст.
Вопрошать волю Божию нужно только в чрезвычайных обстоятельствах, когда речь идет о полном отвержении своей воли, о каких-то великих свершениях, которые возможны только тогда, когда человек пройдет определенный путь духовного развития. «Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак. 1, 13,14) – говорит апостол Иаков. Есть Евангелие, есть здравый смысл. Надо ли прощать своих ближних или не надо? Ругаться или не ругаться? Гневаться или не гневаться? Очевидно, что такие вещи не требует особого вмешательства Бога в нашу жизнь.
В более серьезных вопросах можно вопросить Бога напрямую. Но зачастую Его воля открывается через людей. Например, если речь идет о монастыре, об иноческом чине, то проявлением воли Божией является слово духовника. Для детей воля Божия открывается в решении родителей. Для жены волей Божией может быть благословение мужа. Для подчиненного – решение начальника.
Есть масса вопросов, которые можно решить исходя из прямых заповедей Божиих, здравого смысла, благословения духовника. А если есть крепкая вера у человека, то можно младенца вопросить, и он тебе проречет волю Божию. Но это в том случае, если ты готов принять, что тебе будет сказано. А у нас ведь зачастую как бывает – человек спрашивает:
– Батюшка, скажите как в той или иной ситуации поступить?»
– Поступите так-то
– Так я не могу.
– Ну, тогда так поступите.
– И так не могу.
– А так?
– А так не хочу, не умею, обстоятельства не позволяют и т.д.
– Ну а что спрашиваешь тогда, если ты так не можешь и так не можешь? Решай сама.
– А я хочу только по благословению жить!
Ну как помочь человеку, который сам не знает, чего хочет?
Записала Наталья Комиссарова