Публикации Духовная брань
ЗАКАМЬЕ ПРАВОСЛАВНОЕ

Официальный сайт Чистопольской епархии

  • Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
  • Татарстанская митрополия

По благословлению епископа Чистопольского и Нижнекамского Пахомия

Духовная брань

Тем, кто ведет внимательную духовную жизнь, наверняка знакомо понятие «духовная брань». Несмотря на то, что святые отцы единогласно говорят о необходимости борьбы с искушениями, нам хочется идти путем спасения почти без труда. Нас страшит перспектива постоянной самостоятельной борьбы. Какая она духовная брань современного христианина? Беседуем об этом с епископом Пахомием.

– В чем вообще смысл духовной брани и как правильно на нее настроиться?

– Практика показывает, что Господь очень бережно заботится о том человеке, который только начинает свой путь к Нему. Господь за ним присматривает, водит его за ручку, как мама своего ребенка, и не попускает ему каких-то больших искушений. Все это для того, чтобы человек укрепился на добродетельном пути. Когда человек окрепнет, Господь немножко его отпускает, дает ему понять, что без Бога он никуда. Когда человек начинает крепнуть, он должен научиться выносить пользу для себя из борьбы с искушениями. Преодолев маленькое препятствие, человек ощущает вкус к победе, у него появляется определенный опыт. Нужно молиться Богу, терпеть, трудиться.

Смысл духовной брани – совершенство. Святые отцы духовный подвиг сравнивали с атлетическими соревнованиями, с олимпиадой. Ведь в спорте как бывает? Не будешь на турнике подтягиваться, гантелями работать или велосипедные педали крутить – ничего не добьешься и никакого приза не получишь.

В духовной жизни то же самое. Если человек не хочет терпеть, работать над собой, то какой плод можно стяжать? Без труда и рыбку из пруда не выловишь. Люди приходят и говорят: «Господи, дай мне этого, дай мне того!». А как Господь что-то даст? Ведь это же надо заслужить. «Отдай кровь, прими дух», – учат отцы Церкви. Нужно уметь чем-то пожертвовать, потрудиться, потерпеть что-то.

– Я хочу научиться молиться!

– Ну, так молись!

– Ой, нет, молиться не могу. Я вот только Серафимово правило читаю.

– А как же ты молиться научишься тогда?

– Мои мысли рассеиваются. Я не могу ничего.

– Так они и будут рассеиваться. А будешь понуждать себя, будешь трудиться, через какое-то время они уже меньше будут рассеиваться.

– Ой, у меня ноги болят. Я не могу стоять на службе.

 – А ты начни стоять и ножки твои укрепятся.

Необходимость духовной брани в том в том, что «Царствие небесное нудится, и нуждницы восхищаютъ е» (Мф. 11, 12). Эти слова Христа говорят о том, что человек только через труд и подвиг может приобрести духовные плоды. К сожалению, когда случилось грехопадение человека, он отпал от Божией любви человека, лишился Рая. Через какое-то время он многое осознал и понял, но обратно вернуться в Эдемский сад возможно было только через исполнение того обетования, которое дано было человеку.

Обетование заключалось в том, что придет Мессия, Избавитель, новый Адам, который спасет человека от греха и смерти. Также первым людям была дано наказание, что спасение теперь будет достигаться через труд, подвиг и понуждение себя к спасению. Адаму Господь сказал: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят…"(Быт. 3: 19). А супруге его Еве сказал: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей» (Быт. 3: 16). Спасение женщины также происходитчерез труд, подвиг, чадородие. Отсюда и все достижения духовной жизни возможны только тогда, когда человек начинает бороться с грехом. Борьба с грехом – это борьба с самим собой. Если человек не понуждает, не останавливает себя, практика показывает, что ничего не удается добиться и все остается на прежнем уровне. Для того, чтобы в жизни что-то сделать – дом построить, детей вырастить, канал прокопать какой-нибудь – всегда приходится проявлять терпение и труд. В духовной жизни тоже нужно подвизаться, трудиться, проявлять определенное усердие.

– Владыка, как осознать, что когда-то в Царствии Небесном придется отвечать?

– Да в том то и дело, что до Царствия Небесного, может, еще и не дотянем. Кто-то из афонских подвижников сказал, что, если вдруг я когда-либо попаду в рай, в Царствие Небесное, то больше всего я удивлюсь трем вещам: во-первых, что я вообще здесь оказался, во-вторых, что я увижу там людей, которых никак не ожидал увидеть, и в третьих, что не увижу там того, кого думал, что увижу. Это самое страшное, наверное. Чтобы осознать, нужно верить Слову Божиему. Когда мы открываем Евангелие, мы читаем слова Господа: «Покайтесь, ибо приблизилось  Царство Небесное» (Мф, 4, 17). Господь говорит о том, что придется давать ответ в будущей жизни и нужно постараться что-либо исправить уже здесь на земле, тогда у тебя будет шанс. Если вы прощаете должников ваших, то и Отец Небесный простит вас. Если вы не прощаете, то и Отец Небесный не простит вас.

Если мы не хотим учиться верить Богу и Его Слову, то зачем и думать нам о Царстве Божием? Царство Божие нельзя воспринимать в отрыве от самого Бога и от Его Слова. Было бы глупо не верить в Бога, но захотеть оказаться в Царстве Божием, чтобы и здесь, и там тепленько устроиться. Если я верю Богу и верю в Бога, то тогда я верю и в Божественную справедливость, в Царство Небесное.

Человек должен осознавать и понимать, зачем ему нужно оказаться в Царстве Небесном, что его будет там ждать? Царствие небесное – это не состояние души человека, когда он имеет спокойствие и получает какие-либо блага. Это единство с Богом. Если ты приобрел его здесь, на земле, то, естественно, будешь иметь его и там, в будущей жизни. Если не нашел единства с Богом здесь, оно и там тебе не нужно будет.

Часто люди спрашивают, что такое ад и что такое рай и может ли грешный, страстный человек оказаться в раю. Теоретически у Бога все возможно, вопрос только, а что он там делать будет? Если на земле его молитва не интересовала, чистота ему не нравилась, людей он ненавидел, совершал беззаконные поступки, тогда что он будет делать в Царстве Божием, где лики святых, где Господа мы можем видеть лицом к лицу? Не будет ли это вообще мукой для человека?

– Владыка, когда человек подвизается много лет и не чувствует никакого прогресса, что это означает? И как бороться с унынием и отчаянием, возникающими вследствие этого?

– Порой смотришь и думаешь: «Господи, ладно вверх-то не могу лезть, вниз бы хоть не свалиться». Мне еще очень нравится такой образ: страсти и борьба с ними, как эскалатор в метро. Кто ездил на эскалаторе, знает, что подниматься очень хорошо и быстро, а когда эскалатор едет вниз, попробуй вверх, против него идти. В лучшем случае на месте будешь стоять, а в худшем улетишь вниз. Так вот в духовной жизни тоже нужно подниматься вверх. Надо ногами работать изо всех сил, чтобы, по крайней мере, вниз не съехать. Нужно трудиться и не унывать. Господь все равно все видит и посылает нам утешения и укрепления. Просто нам хочется всего быстро и сразу. А надо прекрасно понимать, что эта духовная работа рассчитана не на год, не на три и даже не на десять, а на десятки лет до самой смерти. Кому сколько Господь отводит в этой жизни, столько и нужно бороться с грехами: каяться, восставать, пусть, даже уже в сотый или тысячный раз. Идти дальше и не унывать.

Беседовала Наталья Комиссарова

 Продолжение следует…