Чистопольская епархия
ЗАКАМЬЕ ПРАВОСЛАВНОЕ

Официальный сайт Чистопольской епархии

  • Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
  • Татарстанская митрополия

По благословлению епископа Чистопольского и Нижнекамского Пахомия

Создаем духовный мир вместе – из опыта работы школ Нижнекамска

Сегодня я бы хотела поделиться положительным опытом нескольких школ нашего города. Тема моих размышлений «Создаем духовный мир вместе». Вместе с кем? С обществом окружением… Так как я работаю директором школы, то в первую очередь, конечно же, с семьей. Семья – это основа основ.

Хотелось бы вам задать необычный вопрос. Какую сноху вы хотели бы иметь? (слушатели называют качества) А какого зятя вы хотели бы иметь? (слушатели также называют качества) Отлично. Теперь задумаемся: а мы обладаем этими качествами? А у наших детей эти качества хорошо развиты? Одно из родительских собраний в школе мы начали именно с этих вопросов. Ведь никто не знает, какую половинку найдут наши дети, кому они достанутся. Возможно, кто-то из одноклассников вашего ребенка войдет в вашу семью. Этой мыслью с нами поделилась директор школы №36 г. Нижнекамска Александра Михайловна Офицерова.

Мы стали на родительских собраниях все чаще поднимать вопросы духовно-нравственного воспитания, влияния родителей на воспитание не только своего ребенка, но и окружающих его детей. Мы вместе с родителями должны передать тот положительный духовный опыт будущему поколению, передать наши традиционные семейные ценности, такие как полная семья из папы и мамы, любовь к Родине, природе, проявляя доброту и милосердие.

С кем еще вместе? Конечно же, с педагогами. Поэтому директора школ №2, 11, 15, 28, 36, лицеев №37, 38, гимназий №22, 32 и Большеафанасовской школы объединились по изучению и реализации принципов гуманной педагогики. Для меня лично это ценно, потому что основы гуманной педагогики переплетаются с православием.

Каждый человек периодически задумывается о смысле жизни. Будучи православным человеком, я вижу его в попадании в Царствие Небесное, потому должна работать над своей душой в течение всей жизни. Ответ на этот же вопрос я услышала на Х Всероссийских педагогических чтениях в феврале 2023 года в Москве. Один из основоположников гуманной педагогики Шалва Амонашвили раскрывает смысл жизни через развитие, самосовершенствование своего духа.

Дух – это внутренняя моральная сила, то, что побуждает к действиям, к деятельности, это начало, определяющее поведение. Дух – это высшая способность человека, благодаря которой возможно самоопределение личности. Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования Михаил Викторович Богуславский определяет четыре главные добродетели, составляющие дух. Как вы думаете, какие?

  1. Вера. Она рассматривается как служение, с точки зрения педагогики – служение детям, обществу. Вера в детей, в их самые лучшие качества.
  2. Надежда. Здесь важно дать надежду каждому ребенку на то, что у него все получится, все будет хорошо.
  3. Любовь. Любовь проявляется не в попустительстве и вседозволенности, а в уважении к личности ребенка, сотрудничеству, оказании помощи и поддержки в нужный момент.
  4. Мудрость. Это знания и философский взгляд, которые впоследствии формируют мировоззрение.

Таким образом, от учителя нужен свет, любовь и уважение. А где он должен напитаться эти светом? Именно поэтому мы проводим ежегодно фестиваль гуманной педагогики, где наши учителя обмениваются опытом, показывая мастер-классы и проводя педагогические мастерские. Приглашаем к себе рыцарей гуманной педагогики. К нам в Нижнекамск приезжал сам Шалва Александрович Амонашвили, его сын Паата Амонашвили из Бушети – Грузии и Абрамова Марина Николаевна из Москвы, Евгений Исаченко (дядя Женя) из Белоруссии и Соловейчик Артем Симонович из Москвы, Бабаянц Алексей Анатольевич из Краснодара.

Также мы с педагогами принимаем участие в региональных, всероссийских и международных педагогических чтениях, которые проходили в Набережных Челнах, Москве, Риге, Баку. На всех этих мероприятиях мы вдохновляемся, пересматриваем свои позиции в отношении детей, к тем методам и приемам, которые мы используем в своей педагогической работе. Работа эта очень сложная и длительная. Ведь, в первую очередь, нужно поработать над совершенствованием своего духа, изменить свое мировоззрение. А это зачастую, очень трудно: менять свои взгляды, устои, смирять гордыню. Задача руководителей образовательных организаций – дать возможность совершенствовать духовный мир нашим педагогам.

Для кого и для чего все наши старания? Однозначно, для нашего будущего. Чтобы наши дети понимали, что такое добро и что такое зло. Мы делаем это для того, чтобы сформировать у них правильные представления о хорошем и плохом, ведь в обществе потребителей на первый план выходят, к сожалению, материальные, а не духовные ценности. Поэтому в рамках уроков литературы, обществознания, истории, ОРКСЭ, ОДНКНР и других мы очень много рассуждаем над разными жизненными ситуациями и историческими событиями, даем оценку их поступкам.

В рамках изучения предмета ОДНКНР дети защищают проекты о семье, о героях нашего города, изучаются нравственные основы традиционных религий России. Нужно отметить, что примерно 70% детей духовными ценностями семьи считают любовь и взаимоуважение. Есть положительный опыт школы №36 – педагоги и ученики посещают храм Рождества Христова и мечеть г.Нижнекамска.

Практически на всех уроках наши педагоги работают над смыслом нравственной цитаты, мудрой мысли и в воспитательных целях связывают ее с темой урока. Каждую неделю цитата меняется. Кроме того, ведется большая внеурочная работа с обучающимися. Это и еженедельные «Уроки о важном» по понедельникам, библиотечные уроки, и конкурсы на лучшую добрую задачу, добрые стихи, театрализованную постановку, конкурсы патриотической тематики, экологические и благотворительные акции, и многие другие.

Третий год мы готовимся к Фестивалю добра, где подводим итоги конкурсов и поем добрые песни. Нужно также отметить, что мы активно привлекаем детей к участию в Дне славянской письменности и культуры и в Стахеевском фестивале «Верую».

Трудно проследить результаты нашей работы сейчас. Но то, что дети с удовольствием принимают участие в ярмарках благотворительности, вместе с родителями собирают корм для бездомных животных, пишут письма нашим солдатам на фронт, дает нам надежду на правильный путь воспитания, веру в Божию помощь в наших стараниях и любовь ко всему, что подарил нам Господь. Будем же мудрецами, чтобы сохранить все самое лучшее и приумножить его через наших детей!

Татьяна Алексеевна Чернятьева, директор школы №15 г. Нижнекамска