Пастырское служение несравнимо ни с какой другой светской профессией. Священник – такой же человек, как все, но он служит у Святого Престола, совершает Таинства, облечен благодатью Божией. Что значит быть в священном сане? Какова ответственность пастыря перед Богом и людьми? На эти и другие вопросы отвечает епископ Чистопольский и Нижнекамский Пахомий.
Быть примером
– Скажите, Владыка, на какие ограничения должен идти человек, облеченный священным саном?
– Цель пастырства – спасение души человека. Как в любом деле, в любой профессии, должен быть некий образ, которому следует подражать. Для любого христианина и для священника – это Христос. Христос пришел на землю, стал Человеком для того, чтобы спасти людей от греха, и Он спасает человечество ценой Своей жизни. Умирает на Кресте в страшных мучениях, воскресает и искупляет человеческий род. Пастырь, стремясь помогать людям, наставлять их, направляя людей к Богу, всегда должен поверять свою жизнь с Евангелием и со Христом. Он наш Пастырь и Начальник, наш Учитель и Образец для подражания. И в своих поступках и стремлениях пастырь должен руководствоваться примером Христа.
Что касается тех или иных ограничений, они, безусловно, есть. Священник, вступающий на это поприще, должен четко для себя понимать, что он становится иным. Инаковость относится не только к монашествующим, но к любому священнослужителю. Он должен хоть немного отличаться от людей, которые его окружают. Как пастух, который пасет стадо, направляет своих овечек, защищает их, заботится о них, так же и духовный пастух, священник, делает все возможное, чтобы направить людей на путь спасения. И самый действенный способ – это хороший пример.
Своими поступками, стремлениями, всей своей жизнью пастырь направляет паству ко Христу. Поэтому грубость, алчность, гордость в меньшей степени должны быть заметны в пастыре, чем в обычном человеке. Пастырь должен усердно работать над собой, подражая Христу, быть примером для своей паствы. Это очень сложно, потому что священники тоже люди, им приходится во многом себя ограничивать, но по-другому нельзя.
– Владыка, как Вам кажется, какие сегодня главные проблемы пастырского окормления?
– Одна из серьезнейших на сегодня проблем – кадровая. Мы уже выяснили, что пастырь должен быть человеком не простым, он подчиняет свою жизнь определенным правилам, канонам, а это бывает очень сложно для современного человека. Поэтому создается кадровый голод, паствы много, а пастырей мало. Несмотря на распространенный миф, что у нас полным-полно священников, их девать уже некуда, и храмы на каждом углу, на самом деле, в пастырской работе очень не хватает хороших, искренних, добрых священников, которые могли бы заниматься людьми в самом широком смысле слова. Я вижу эту проблему и думаю, что дальше она будет еще более серьезной, и мы должны крепко думать, что с этим делать. Как мы будем дальше развиваться, на кого опираться, кто придет нам на смену?
Главное – любить людей
– Скажите, Владыка, зависит ли действие благодати от личных качеств священника, его духовного опыта?
– Господь дает Свою благодать каждому человеку, другое дело, насколько мы можем открыть свое сердце, душу, чтобы её принять. В сердце священника должна быть любовь. Он может не обладать иными качествами, но любовь все компенсирует. Это главный дар священника, основная его добродетель. Любовью можно изменить очень многое. Если нет любви, каким бы умным-разумным и опытным не был священник, ничего хорошего из этого не получится. Главное – любить людей.
– Владыка, Вы многих привели к священству. Главным критерием было именно это качество – есть ли в человеке любовь? Но при кадровом голоде, о котором Вы сказали, рады, наверное, любому человеку, способному служить Церкви?
– Любой администратор, архиерей не может руководствоваться только одним каким-то принципом. Любовь – это главное. Конечно, обращаешь внимание на разные качества души человека, на его способности, таланты, или на их отсутствие. Но есть вещи, которые категорически препятствуют служению Церкви, их нарушать нельзя. Если я вижу, что человек нехороший, не имеет любви, то лучше пройти мимо такого человека.
Я, конечно, могу ошибаться, в жизни любого архиерея бывает, когда кого-то рукоположишь, а получается совсем не то, чего ты ждал от этого человека. Были и в моей жизни такие ошибки, и я знаю, что за них придется давать ответ перед Богом. Рассчитываю на Его милость.
– Сегодня довольно быстро стараются рукополагать священников. Человек еще и дьяконом не успел побыть – уже батюшка. Понятно, что необходимость диктует такие шаги, но прихожане, идя на Исповедь, все-таки выбирают опытного священника.
– Вы правы, раннее рукоположение происходит не от хорошей жизни, я уже сказал, что священников на приходах не хватает. И приходится рукополагать ребят, которые только закончили семинарию и, конечно, не совсем готовы к пастырству. Однако, часто мы видим, как молодой священник начинает быстро расти, становится не мальчиком, а мужем, и груз пастырства как раз помогает ему в этом возрастании.
Очень многое ещё зависит от той среды, в которую попадает начинающий священник. На месте моего предыдущего служения у нас в епархии сложилась такая практика. Если я рукополагал человека без серьезного опыта работы на приходе, то старался оставить его при кафедральном соборе, где сформирована не только определенная среда духовенства, но здесь чаще совершаются архиерейские службы, и начинающий пастырь находится под моим контролем. Здесь ещё и приходская среда, активная церковная жизнь, в которой у священника есть возможность расти, перенимать традиции. И со временем, оказавшись один на приходе, он будет этим традициям следовать. Если такого опыта у батюшки не будет, шансов сбиться с пути у него гораздо больше. Надеюсь, что и здесь, в Чистополе, этот опыт мы будем применять.
Ольга Стрелкова