В среду четвертой седмицы по Пасхе празднуется Преполовение Пятидесятницы, то есть половина времени от Пасхи до Пятидесятницы. В этот день Церковь воспоминает, как Спаситель в преполовение ветхозаветного праздника Кущей учил в храме о Своём Божественном посланничестве и таинственной воде, под которой понимается благодатное учение Христово и благодатные дары Святого Духа.
Преполовение Пятидесятницы – древний христианский праздник, установленный Церковью и существующий уже во времена святителя Иоанна Златоуста. Стоя между днём Пасхи и днём Сошествия Святого Духа, праздник Преполовения служит связью между этими двумя великими христианскими торжествами: вместе с продолжающимся чествованием Пасхи в службе Преполовения напоминается о приближении праздников Сошествия Святого Духа и Вознесения Господня.
Прочтем внимательно тексты стихир на Господи воззвах
Наста преполовение дней, / от спасительнаго начинаемых востания, / Пятдесятницею же Божественною печатаемое, / и светится светлости обоюду имущее, и соединяющее обоя, / и приити славе предъявляющее, / Владычняго Вознесения предпочитает.
Перевод: Настала середина дней, / начинающихся от спасительного воскресения, / Пятидесятницею же божественною / как печатью завершающихся; / и блистают эти дни, / с двух сторон сиянием озаренные, / и соединяющие два великих праздника, / и превозносятся, / как предвещающие наступление / славного дня вознесения Владыки.
Слыша и возвеселися Сион, / благовестившуся Христову Воскресению: / вернии же его сынове возрадовашася Сего видевше, / и омывающа Духом скверну христоубийства: / готовится торжествующи, / обоих веселое преполовение.
Перевод: Услышал и возвеселился Сион / благовестию о Христовом воскресении, / верные же чада его возрадовались, увидев его; / и скверну христоубийства Духом омыть готовятся, / празднуя радостные дни – / этих двух событий середину.
Приближися Божественнаго изобильное излитие на всех, / якоже написася, Духа: предузаконение проповедует преполовившееся, / по Христове смерти и погребении и Воскресении, / от Него данну сущу учеником, неложному обещанию, / Утешителево показующу явление.
Перевод: «Приблизилось изобильное излияние на всех, / как написано, божественного Духа», / – так провозглашает дошедший до середины / срок исполнения после смерти, и погребения, и воскресения Христа / данного Им ученикам обещания неложного, / открывающего Утешителя явление.