Чистопольская епархия
ЗАКАМЬЕ ПРАВОСЛАВНОЕ

Официальный сайт Чистопольской епархии

  • Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
  • Татарстанская митрополия

По благословлению епископа Чистопольского и Нижнекамского Пахомия

Покаяние – изменить себя

Цель Великого поста – покаяние. Призыв к покаянию постоянно звучит в Евангелии, с него начинается проповедь Христа: «Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17). Что же такое покаяние? Особенно важно найти ответ тем, кто совсем недавно начал воцерковляться. Об этом мы беседуем с епископом Чистопольским и Нижнекамским Пахомием.

– Владыка, что означает само слово «покаяние»?

– Покаяние, от греческого μετ?νοια (метанойя) – перемена ума. Настоящая церковная жизнь начинается, прежде всего, с покаяния. Кающийся человек не просто перестает грешить, но пытается изменить своё сознание, посмотреть на мир другими глазами и переосмыслить свои поступки, свои устремления, свои чувства и навести в них порядок.

 – Покаяние и исповедь – одно и то же?

– Таинство Исповеди – одно из семи таинств нашей Церкви, на мой взгляд, одно из главнейших. Кающийся человек, пытающийся изменить себя, переменить свою жизнь, своё отношение к окружающим людям, многим вещам, делает это не просто сам по себе, а в присутствии священника, который становится свидетелем.

Когда я только начинал свою церковную жизнь, один хороший батюшка дал мне замечательный совет: когда ты сам по себе что-то Богу говоришь – это беседа твоя с Богом, твои личные взаимоотношения. А люди, как правило, бывают не до конца честны даже по отношению к самим себе. Но когда еще кто-то присутствует при этом – вот это истинное покаяние.

Священник на Страшном Суде будет свидетельствовать о нашем покаянии. Но и просто, через чувство стыда, неловкости какой-то, кающийся действительно по-настоящему ощущает перемену, что его покаяние действенно. Может даже какую-то боль чувствует. Именно это приносит исцеление и меняет человека.

Поэтому покаяние связано с Исповедью. Человек, приходящий в храм, как правило, начинает церковную жизнь у аналоя, перед батюшкой кается в своих грехах, рассказывает о своей жизни.

 – Часто спрашивают: а с чего начинать, как может быть построена первая исповедь?

– К сожалению, для большинства наших современников, порой даже и для церковных людей, Таинство Исповеди совершенно загадочная, не очень понятная вещь. Как правило, покаяние воспринимают как набор каких-то слов. Пытаются облечь свои мысли в какие-то определённые рамки, какие-то формы.

На самом деле, Богу нужно сердце человека. Поэтому наша задача – перед Богом и перед священником – Его свидетелем – открыть свою душу и сказать главное, что больше всего беспокоит. Для начала нужно вспомнить самые тяжёлые падения.

 – Но сразу возникает вопрос: а как вообще определить «грех – не грех», «страсть – не страсть»?

– А для этого есть Евангелие, заповеди, которые дает нам Христос. Если мы нарушаем эти заповеди – грешим, возводим стену между собой и Богом. Чтобы разрушить её, нужно почувствовать свою греховность и сказать об этом.

Повторюсь, покаяние начинается с выявления больших, крупных, довлеющих грехов и страстей в жизни человека. Кто-то скажет: «Ну а что? По большому счёту я не убивал никого, супруге не изменял, не воровал. Я как все – обычный человек». Но христианство – это религия, которая призывает человека к совершенству. Например, убийство – крайнее зло, но начинается оно с более повседневных страстей и грехов: раздражение, обида, зависть. Люди, например, поругались, оскорбляли друг друга, сделали друг другу больно. И это тоже своего рода убийство.

Заповедь «Не убий» трактуется в более широком смысле. Словом убить человека можно ничуть не меньше, чем выстрелом из пистолета. И примеров тому масса. Когда в семье между супругами, между родителями и детьми, между близкими друзьями, как у нас говорят, пробегает кошка, и они перестают общаться, перестают быть вместе, это тоже своего рода убийство.

Это касается и многих других тяжких грехов и падений. Например, той же заповеди «Не прелюбодействуй». Человек размышляет: «Вроде я не изменял никому, ничего такого плохого не делал». А Христос говорит – всякий, кто с вожделением посмотрел на женщину, уже прелюбодействовал в своём сердце.

Христианство призывает человека к Небу, к Богу, к уподоблению Ему в добродетелях. В этом оно уникально, в этом его возвышенность, в этом труд, который нужно прикладывать, для того, чтобы быть хорошим христианином. Поэтому, когда мы начинаем готовиться к исповеди, сначала выбираем главные, довлеющие страсти. А потом, по мере нашего церковного и духовного развития, замечаем уже более скрытые. В этом помогают молитва, церковные богослужения, милостыня и многие другие добродетели.

Когда человек встает на этот путь и молится, и просит Бога открыть ему: «В чем я виноват перед Тобой, Господи?», Бог начинает помогать. И в какой-то момент открывается картина, мягко говоря, не очень приглядная. Порой возникает впечатление, что грехов по мере воцерковления становится все больше. Это на самом деле не так. Грехов стало меньше, просто ты их стал лучше замечать и понимать, что это грех.

– Часто перед исповедью, особенно, если человек делает первые шаги в храме, он волнуется, переживает и от волнения может все забыть. Как с этим справиться?

– Да, я многократно видел, как человек, впервые придя на исповедь, не то, что исповедовать какие-то свои глубинные чувства, переживания, грехи, слово вымолвить не может. Здесь очень помогает такая простая вещь, как хорошая шпаргалка. Взять листочек и все записать. И если посетило смущение, чувство скованности, достать эту шпаргалку перед батюшкой и зачитать все грехи, которые там записаны. В этом нет ничего плохого, это помогает быть более внимательным на исповеди.

– Как часто нужно исповедоваться?

– Регулярность исповеди – важная вещь. Нужно стараться одному священнику открывать свою совесть. Это как врач. Сегодня много хороших медицинских центров – и платных, и бесплатных. Но всё-таки когда у тебя куча болезней, хорошо, если тебя наблюдает один доктор. В больнице назначают одного лечащего врача, который собирает много анализов, мнения разных профильных врачей и составляет общую картину. Исходя из этого, назначается лечение, которое врач дальше и контролирует.

То же касается и исповеди, и покаяния. В церковной, духовной жизни важно, чтобы был духовник, который будет вот таким лечащим врачом. Он будет присматривать, помогать кающемуся.

Беседовала Мария Есина

Продолжение беседы следует