Публикации С молитвой к княгине Ольге
ЗАКАМЬЕ ПРАВОСЛАВНОЕ

Официальный сайт Чистопольской епархии

  • Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
  • Татарстанская митрополия

По благословлению епископа Чистопольского и Нижнекамского Пахомия

С молитвой к княгине Ольге

Каждый день Церковь вспоминает святых. Кого-то мы просто называем поименно, кому-то совершаем службу. В богослужебных текстах не просто хвалебные эпитеты, в них подробности жития и размышления над их подвигом. Очень красивые песнопения посвящены, к примеру, равноапостольной Ольге, чью память мы празднуем 24 июля.

Хотя церковное почитание княгини Ольги началось в домонгольский период, старшие из дошедших до нас списков богослужебного последования в ее честь относятся к рубежу XV–XVI веков. Полный вариант древнего текста службы не дошел до нас. Древнейший пласт гимнографии в честь княгини Ольги, видимо, входил в единый литургический комплекс (киевский по происхождению) общего празднования памяти святых Ольги и внука ее Владимира. Но сегодня мы размышляем именно над подвигом этой равноапостольной жены.

Давайте вчитаемся и вслушаемся в слова стихир на Господи воззвах:

«Я?ко со?лнце, возсия? нам/ пресла?вная па?мять твоя?, О?льго Богому?драя,/ ма?ти князе?й Росси?йских,/ Христо?ва мизи?ница,/ апо?стольским уче?нием воспита?на,/ возмогла? еси? на куми?ры,/ па?че же на диа?вола,/ си?лою Свята?го Ду?ха просвеща?ема,/ от тьмы неразу?мия всю страну?/ и лю?ди к Бо?гу привела? еси?,/ Его?же моли? о творя?щих твою? па?мять».

Мизиница – младшая дочь. Народ наш не с первых веков пришел ко Христу, но тем славнее и важнее подвиг той, что в зрелом возрасте смогла открыть для себя Истину, сокрушить идолов и начать просвещение своего народа.

«В ра?зуме духо?вном,/ и?мже посрами?ла еси? врага?, прельсти?вшаго Е?ву,/ и сего? ору?жие сломи?ла еси?,/ богосажде?нный рай церко?вный создала? еси?,/ в не?мже дре?во живо?тное, Крест, водрузи?ла еси?,/ и трапе?зу Бо?жия бра?шна иму?щи,/ исто?чник неисчерпа?емый кро?ве Христо?вы,/ его?же пи?вши, нетле?нна пребыва?еши,/ за вся ны моля?щися при?сно».

Святую жену противопоставляет песнотворец праматери Еве. Та не смогла противостоять лести врага, эта нашла тропинку к Раю. Крест и Причастие – нетленные дары Христова Царства. К ним привела мудрая жена соплеменников.

«Прииди?те, христоимени?тии лю?дие росси?йстии,/ возвели?чим во хвале?ниих прама?терь на?шу,/ ве?лию му?дрость и му?жество показа?вшую,/ сла?ву ми?ра презре?вшую/ и Христа? Бо?га и?стиннаго па?че всех возлюби?вшую,/ и та?ко к ней воззове?м:/ о пресла?вная уго?днице Христо?ва,/ моли? о лю?дех росси?йских,/ да ни ко?ими ко?зньми вра?жиими от пра?выя ве?ры отвратя?тся/ и в благоче?стии непоколеби?ми да пребу?дут».

Наша духовная праматерь возлюбила Христа и Его мудрость больше земного богатства. К кому, как не к ней обращаться нам за покровительством. И молить о сохранении своих дальних потомков от ересей и бед.

«Прииди?те, ро?ди росси?йстии,/ пе?сньми восхва?лим Ольгу прему?друю,/ прииди?те, ра?зумом богатя?щиися,/ ра?зум свой в послуша?ние ве?ры/ приводи?ти от нея? научи?теся,/ прииди?те, му?жие, честь жене? пресла?вней возда?йте,/ прииди?те, жены?, му?жеству ея? вели?кому подража?йте,/ прииди?те, владя?щии, и уразуме?йте/ вся земна?я превосходя?щую сла?ву нетле?нную,/ прииди?те, вси вну?цы ея?,/ и в день ея? све?тло восторжеству?йте,/ мо?лится бо те?пле ко Го?споду,/ е?же просвети?ти ду?ши на?ша».

Как трогательно, по-семейному называет нас автор внуками святой княгини. И советует богатиться не умом и знаниями, а сердечной верой, способной научить настоящей мудрости.

Подготовила Марина Шмелева