Публикации Крест, блистающий сильнее зари
ЗАКАМЬЕ ПРАВОСЛАВНОЕ

Официальный сайт Чистопольской епархии

  • Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
  • Татарстанская митрополия

По благословлению епископа Чистопольского и Нижнекамского Пахомия

Крест, блистающий сильнее зари

Богослужебные тексты четвертой седмицы посвящены двум важным темам – поклонению Кресту и преполовению постного странствия. Буквально каждый день Церковь будет напоминать своим чадам о смысле и значении Крестного Древа. И обращать внимание на Распятие, которое в канун воскресного дня вынесли в центр храма.

Преполовим воздержание

Об этом мы слышим в седальне: «Преполовивше ныне воздержание, и на поклонение Христе предваривше живоно?снаго Твоего? Креста, припадающе вопием Ти: велий еси Человеколюбче, и велия дела Твоя, яко явил еси Крест Твой честный, емуже со страхом покланяющеся взываем: слава крайнему благоутробию Твоему?» (седален на утрене господина Иосифа). Прошло три седмицы поста, мы все ближнее к Страстной седмице. Но все же путь еще не близок и потому мы нуждаемся в духовном подкреплении.  Именно для этого выносят в центр храма Крест – орудие нашего спасения.

От общего к частному, от вселенского значения Крестной Жертвы к личному переживанию Евангельских событий непрестанно переходят песнотворцы. «Господи, грехов моих множества, по множеству очисти щедрот Твоих Всещедре, и Крест Твой сподоби чистою душею видети, и целовати, в настоящей седмице воздержания, яко Человеколюбец» (стихира на «Господи воззвах» господина Иосифа).

Только чистым сердцем видят Бога, чистою душою можно прикоснуться к тайне Креста. Как бы ни старались мы поститься, совершать поклоны и добрые дела, грехов бездну, испорченность страстную может исправить только Господь, к которому с надеждой и трепетом взывает автор этого песнопения. Можно ведь выполняя внешние действия оставаться глухим и черствым к тому, что происходит в храме. Потому и молим мы Христа сделать нас настоящими сопричастниками богослужения.

Постясь, человек постигает меру своего несовершенства. Как тут не вспомнить молитву мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному». Еще одной темой великопостных текстов четвертой седмицы становится притча о мытаре и фарисее: «Воззрети очима на небо не смею окаянный аз, от лукавых моих деяний: но яко мытарь стеня взываю Ти: Боже, очисти мя грешнаго, и фарисейскаго лицемерия избави мя, яко един Благоутробен» (стихира на стиховне). В храме читали этот Евангельский отрывок в дни подготовительной седмицы. Но образы этой притчи так важны для постящегося, что Церковь напоминает нам о них снова. И снова именно себя увидеть и в лице мытаря, и в образе фарисея предлагает нам песнотворец. Богослужение – личное делание каждого.

Но делание это должно быть милостью, а не жертвой, рождать радость, а не натугу. «Пост преполовивше, дерзаим духом на гряду?щее ю?ношески, благотекуще с Богом братие, яко да и Пасху радостно узрим Христу воскресшу», – читаем в тропаре восьмой песни трипеснца. «Юношески благотекуще» устремимся же навстречу Пасхе. Ведь Крест – предвестник Воскресения.

Низведение и восхождение

Вторник четвертой седмицы продолжает развитие темы покаяния и крестопоклонения. Да и в целом Крестопоклонная седмица как некий рубеж, некое событие в мерном течении великопостных дней. А в центре ее Крест Христов – красота и утверждение Церкви, защита для каждого христианина.

Мы вновь слышим о героях Евангельской притчи: «Фарисеево возноше?ние подражав зле, низведохся падением лютым и болезненным, и лежу врагом в попрание: но ущедри и спаси мя Христе, щедрот ради смиривый Себе вышний Царю славы» (тропарь 9 песни трипеснца господина Иосифа). Два образа низведения, схождения с прежней высоты противопоставляет в этом тексте его автор. С одной стороны, низведение, которое на самом деле является падением. Очень быстро и может даже незаметно для самого себя падает фарисей. Он не совершает видимых грехов, никому не причиняет ущерба. Он просто превозносится своим постом, а еще больше своими добродетелями над ближним и теряет плоды своих подвигов. Об этом напоминает постящимся чадам Церковь во вторник четвертой седмицы.

И совсем иное низведение с другой стороны – Христа, смирившего Себя даже до смерти. Он тоже нисходит, но в смирении и любви. Плод этого смирения – возможность спасения для всего мира. «Облистаемо зряще, паче солнечныя зари, Крестное древо, приидите постом облистаеми, ныне облобызаим, почерпающе благодать светоносную, и тьму отгоняющую от превозносящих Христа во веки» (тропарь 8 песни трипеснца господина Иосифа). Какой красивый образ: блистание Креста просвещает и наши души, дарит светоносную благодать и помогает прогнать тьму из душ наших.

Но до уверенности в совершенном исправлении души нам еще далеко: «Кто не возрыдает тя? кто не восплачет тя душе, желающую лукавая, и не взыскающую любовию благих, праведнаго Судию презирающую присно, долготерпящаго на тебе?» (тропарь 2 песни трипеснца господина Иосифа). В великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского мы обращаем внимание на то, что автор беседует со своей душой. На самом деле этот диалог мы слышим и в других церковных песнопениях. К примеру, вот в этой попытке пробудить от греховного сна самого себя.

Но как бы ни была сильна скорбь о собственной неисправности, восхищение Крестным подвигом Спасителя всегда сильнее. К нему мы вновь и вновь обращаем мысленный взор: «Велий еси Господи, многомилостивый, яко дал еси животворящему Твоему поклонитися ныне Кресту, идеже руце Твои и нозе пригвоздишася, на немже кровь излияся пречистаго Твоего ребра, жизнь источи нам» (тропарь 2 песни трипеснца господина Иосифа). Его смерть дарует нам жизнь, Его страдания – радость. Чем же ответим мы на это драматичное противостояние жизни и смерти? Сердечной благодарностью, поклонением и стремлением становиться хоть чуточку лучше. 

Середина поста

Если Крестопоклонная – середина Великого поста, то среда – самый ее центр. Мы достигаем этого дня, размышляя о Кресте, покаянии, молитве. А помогают настроить нам душу на соответствующий лад глубокие слова песнопений.

К примеру, в этой стихире очень емко описана суть переживаемого дня: «Посреде земли претерпел еси? Крест и страсть Щедре, всем безстрастие и избавление подая, преполовением днесь постов: сего ради вси в поклонение того предлагаем, и радостно облобызаем, видети Твоя страсти, и живоносное Воскресение, просвещени божественными добродетельми, Слове Божий, да сподобимся вси, едине Многомилостиве» (стихира на Господи воззвах).

Посмотрите, как изящно и просто песнотворец напоминает нам о Распятии Христа в центре мира и о том, что мы находимся в середине, то есть тоже в центре поста. Мы благодарим, радуемся и ожидаем. Ведь поклонение Кресту сегодня это как бы отсвет великих дней Страстной. А за ними блистает и заря Воскресения и новой жизни. Поражает емкость слов, мыслей и ощущений авторов этих древних текстов.

Любящему сердцу не надоедает вновь и вновь обращаться к любимому, отмечая все новые грани его образа. Так и сердце песнотворца вновь и вновь стремиться к образу Креста: «Очистивше чувства пощения светом, Креста мысленными лучами, богатно вернии озаримся, и сей благоговейно предлежащий днесь зряще, устнами чистыми, и усты и сердцем целуем» (тропарь 3 песни трипеснца господина Феодора). В этом небольшом тексте сказано, на самом деле, о многом. И в первую очередь о смысле поста – очистить чувства пощения светом. Легко изменить мысли, узнать новую информацию. Сложнее отказать себе в каком-то любимом блюде или развлечении. Но еще тяжелее очистить сердце. Понимая это, песнотворец указывает нам на пост как на благодеяние, на источник легкости, радости, а не тягостную повинность.

И стихиры, и тропари трипеснца часто приобретают звучание гимна: «Радости знамение, оружие нерушимое, Це?ркве стено, мучеников похвало, апостолов украшение, архиереев утверждение, укрепив изнемогшую мою душу, поклонитися сподоби, и пети Тебе вопиюща: Господа пойте дела и превозносите во вся веки» (тропарь 8 песни). Душа изнемогает в дни поста и, прежде всего, от борения со своими страстями. Где взять крепость? Что станет нашей опорой, нашим орудием в этой непростой духовной борьбе? Конечно, Крест Христов. Именно в нем черпали силу мученики и апостолы. Именно к нему призывает и нас прибегать Церковь.

Позади и впереди равное количество великопостных дней. А мы подобно путникам замираем на несколько мгновений и устремляемся вперед. И пусть не каждый день украшает победа, а душа, по слову песнотворца. изнемогает на этом пути, наш путь лежит туда к мраку Голгофы и блистанию Воскресения. А поддерживают нас великие авторы церковных текстов.

Марина Шмелева

Азбука веры