Тайна вечной памяти
До богослужения есть немного времени, обхожу цветущую и ухоженную территорию храма. Здороваюсь с батюшками, их сегодня много – такой праздник. «Это особый день для всех нас, ведь это наш единственный святой, который священником был. Пример и молитвенник за каждого из нас», – говорит благочинный Алексеевского округа протоиерей Павел Чурашов.
Отец Павел из семьи священника, служившего в советское время и не понаслышке знающего, что такое атеистическое государство, история которого началась с разрушения храмов. «Видите, – показывает он нам, – вот здесь заканчивается дореволюционная кладка. А сверху это уже позже строили, когда храм начали возрождать». И вспоминает очень интересный момент: будущий настоятель Троицкого храма, а пока просто пятнадцатилетний Леша Карташов как-то обратил внимание на это здание: «Смотри, а ведь это церковное строение, храм, наверное. Да, вот если кто его восстановить сможет, считай, жизнь не зря прожил». Очередной раз убеждаюсь, как скор на слышание Господь. Главное, чтобы желания были достойными. Именно отцу Алексию выпала честь возрождать Троицкий храм и сделать много для почитания его настоятеля.
Как многие помнят, в 1961 году Никита Сергеевич Хрущев обещал показать по телевизору последнего попа. Год 2024 – не знаю, показывают ли сегодня по телевизору Никиту Сергеевича, думаю, очень редко. Но в Чистопольские Выселки 18 июня приезжают восемнадцать (так получилось) священников во главе с епископом Чистопольским и Нижнекамским Пахомием. Чтобы прославить одного – многодетного, скромного, много претерпевшего – пастыря.
Приезжает и правнук святого, и другие его родственники. Настоящим чудом можно назвать, что семью не уничтожили, не раздавили морально. Дети получили образование, нашли свой путь в жизни. И передали потомкам не только добрую память о священнике (одно это в те времена было чудом), но и памятные реликвии
Александр Петрович Кузьмин – внук старшей дочери отца Михаила, Елизаветы Михайловны. Она родилась в 1905 году, а умерла раньше отца – в октябре 1930 года. «Петр – мой отец – остался сиротой в два года», – рассказывает собеседник. Вспоминает, как нашел могилу матушки Анны Ивановны Вотяковой на старом городском кладбище. И очень переживает за то, чтобы память его святого прадеда жила, чтобы знали о нем земляки. Будет жить память, может и не повторится тот страшный кошмар богоборческих лет.
«Я пострадаю за Христа…»
«Таких житий в те годы были сотни, если не тысячи. Простой русский священник, который посвятил себя без остатка служению Богу. Много претерпел неправды, но все перенес со смирением и кротостью. Был верен своей священнической присяге, любил людей, миссионерствовал, учил деток. Про то, что с ним случилось, нельзя читать без слез и содрогания», – говорит после Литургии владыка Пахомий.
И, правда, поначалу жизненный путь похож на многие. Михаил родился 5 ноября 1881 года в деревне Вотяково Чистопольского уезда Казанской губернии, в семье крестьян Тимофея Александровича и Ксении Ефимовны Вотяковых. В 1899 году он окончил Саврушскую церковно-приходскую школу и получил удостоверение о праве преподавания хорового пения. По свидетельству современников, у него был прекрасный слух и большая любовь к церковному пению.
В 1904 году Михаил вступил в брак с девицей Анной, а 10 декабря 1906 года – был рукоположен во диакона ко Входо-Иерусалимской церкви Богородице-Сергиевского Черемисского женского монастыря в Царевококшайске. Он состоял в должности учителя в различных церковно-приходских школах и в школе Министерства народного просвещения. Во время служения в сане диакона отец Михаил вел трезвую непорочную жизнь, и, как писала о нем в характеристике игуменья Магдалина, был «поведения очень хорошего, скромного, показал себя диаконом религиозным, усердным к богослужению и к исполнению своих служебных обязанностей».
В 1911 году диакон Михаил Вотяков был рукоположен к Покровскому храму в селе Кумья Козмодемьянского уезда. И здесь началась его школа смирения, особенно болезненная – ведь терпеть пришлось не от богоборцев, а от своих же прихожан. Ложные доносы старосты, неповиновение и хамство певчих, переходящее в откровенное издевательство непослушание сторожа. Только переживший череду подобных издевательств поймет, что выматывают они посильнее большой беды. Епископ Чистопольский Анатолий (Грисюк) назначил расследование; оно не подтвердило обвинений, возводимых на пастыря. Он оставил отца Михаила в храме, однако отношения с прихожанами оставались напряженными.
В 1919 году батюшку перевели в храм равноапостольных Константина и Елены в село Кулаково Козмодемьянского уезда. Приход во время гражданской войны и голода совсем обнищал. Положение священника, у которого была уже к тому времени большая семья, стало отчаянным. В 1923 году храм в селе Кулаково закрыли, отца Михаила перевели в Покровский храм в селе Сарсасы. В 1929 году протоиерей Михаил был арестован по обвинению в агитации против хлебозаготовок, но через несколько месяцев за недоказанностью обвинения его отпустили.
В 1930 году отец Михаил получает последнее назначение – в Свято-Троицкий храм в селе Чистопольские Выселки. В это время в Чистополе обновленцы захватили последний храм, и Свято-Троицкий храм стал кафедральным собором, центром православной жизни в Закамье. Власти хотели закрыть и его, но верующие смогли отстоять, заявив, что «им не нужен колхоз, а нужна церковь, чтобы молиться». В этом немалая заслуга вдохновенных проповедей отца Михаила. Тех проповедей, которыми он неумолимо подписывал себе смертный приговор.
В 1931 году, в пятницу на Страстной седмице отец Михаил проснулся рано и рассказал супруге странный сон: «Служу я в храме, и служба такая умилительная, радостная, хор поёт, словно ангелы, в храме всё светится неземным ярким белым светом. Я стою у престола в белых ризах, а не в красных, как это принято, и служу пасхальную Литургию. И так мирно, тихо и радостно на душе, как будто я служу не здесь на земле, а на небе, в Царствии Божием». После этого батюшка, немного помолчав, добавил: «Я пострадаю за Христа, приму мученическую смерть за исповедание православной веры».
Но Господь подарил пастырю последнюю Пасху на земле – его крестный путь начался на второй седмице. 22 апреля 1931 года отец Михаил и с ним 11 крестьян были арестованы. Из дома батюшка пешком под конвоем был отправлен в чистопольскую городскую тюрьму. Своего пастыря вышли провожать многие верующие села Чистопольские Выселки. Это было их исповедание веры.
Из всех предъявленных ему обвинений священник признал только то, что действительно обращался к церковному совету, чтобы ему помогли уплатить часть налога, но церковный совет ему в этом отказал. «К населению я с такой просьбой не обращался, – сказал отец Михаил, – со стороны верующих я получал что-либо из пищи, но денежных средств я от верующих не получал… В отношении разговоров… о колхозах… я всегда предупреждал заранее, чтобы такие разговоры не заводили. Разговоры… велись чисто религиозного характера».
12 июня 1931 года тройка ОГПУ приговорила священника и некоторых крестьян к расстрелу. Протоиерей Михаил Вотяков и крестьяне были расстреляны 18 июня 1931 года на Архангельском кладбище города Казани и погребены в общей безвестной могиле. Последнее слово перед расстрелом батюшка произнес к своим односельчанам, призывая их простить гонителей и палачей, как и он сам простил их. 16 января 1989 года протоиерей Михаил Вотяков был реабилитирован. В июня 2006 года – прославлен в лике святых.
Возрождение храма
Галина Васильевна Кузнецова – одна из старейших прихожанок Чистопольских храмов, именно так – они все ей очень дороги, в возрождении многих она участвовала лично. Она буквально со слезами на глазах вспоминает, как впервые после долгого перерыва в Свято-Троицком храме с. Чистопольские Выселки совершили Литургию. Было это 18 июня 2000 года. «Мы ведь и не знали тогда, что это день памяти нашего мученика, он и прославлен не был. Вот так Господь все управил. Это уже позже отец Алексий узнал подробности его жизни, начал постоянно служить панихиды по нем», – говорит Галина Васильевна. Первую Литургию вспоминает и Юлия Ананьевна Чернышова: «Двадцать четыре года прошло, а тот день навсегда в памяти. Дождь был, ветер, а в храме и крыши не было тогда, служба четыре часа шла – Троица же. Но под конец солнце все осветило, и голуби кружили над храмом».
Много потрудились потомки, чтобы жизнь их святого предка стала известна людям. Они же помогли и в возрождении храма. «Самое деятельное участие приняли внуки святого – братья Александр Анатольевич и Алексей Анатольевич Вотяковы», – говорит священник Симеон Махортов, нынешний настоятель. Всего за три года храм был восстановлен из руин, сегодня его украшают росписи и множество образов святых. И среди них – икона простого сельского пастыря, верного Христу.
Мы выходим на крестный ход – священнослужители в красном. Цвет крови, цвет победы, цвет Пасхального торжества. Мы прославляем святого Михаила – честь и славу нашей земли, своего рода. День скорби одного превратился в праздник для многих. У нас нет могилы мученика, не обретены мощи. Но есть поклонный крест у его храма, есть благодарная память и дети. Не только продолжение его родных детей, но и те, что рождены сегодня по горячим молитвам святому земляку.
Галина Васильевна плачет не только от радости: «Ведь мы его паства, его дети. Полон храм народу должен быть, на улице стоять должны». С ней сложно не согласиться. У каждого поколения свой путь. А нам еще предстоит много потрудиться, чтобы стать настоящей семьей для своих святых.