Публикации Что делает воду святой?
ЗАКАМЬЕ ПРАВОСЛАВНОЕ

Официальный сайт Чистопольской епархии

  • Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
  • Татарстанская митрополия

По благословлению епископа Чистопольского и Нижнекамского Пахомия

Что делает воду святой?

«Вот детство. Суровая зима. “Крещенские морозы”. Сочельник. Литургия – после обеда, к вечеру. Но никто ничего не кушает – до святой воды, которая освящается в первый раз еще после Литургии сочельника. Завтра будет крестный ход на реку, и воду будут святить вторично. Почему? Не думалось об этом. Отложим этот вопрос и сейчас. Так искони велось, по уставу: что тут думать?! А нынешняя вода завтра соединится с водой, принесенной с реки, и будет стоять целый год. И – дивное чудо – она не портится! В этом все мы были уверены».

Эти слова, написанные митрополитом Вениамином (Федченковым) на рубеже XIX и ХХ столетий, может произнести и современный человек. Ведь и сегодня, как и на протяжении многих веков, в праздник Крещения Господа нашего Иисуса Христа тысячи людей устремляются в православные храмы, для того чтобы набрать святую воду. И такого количества народа не увидишь, пожалуй, ни в один из церковных праздников.

Для верующих людей очевидно, что освящение воды, как и совершение любого другого обряда или Таинства в храме, является действием благодати Божией. И поэтому к нему необходимо подходить с особым благоговением, а главное крепкой верой.

Потому недопустимо вести себя в этот день в храме, как в магазине, толкаясь и споря в страхе – не достанется. Такое поведение свидетельствует о том, что человек не понимает, зачем пришел. Нужно принять Христа как образ и правду жизни, а не ждать от Него материальных выгод и чудесных знамений. Чудеса исцелений происходят и в наши дни. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в силу молитвы Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства.

Нередко в крещенские дни на водоемах можно наблюдать толпу шумных людей, которые после принятия алкоголя устремляются в крещенскую купель. А некоторые из купающихся считают, что омовение в прорубе смывает накопившиеся грехи. А между тем грехи отпускаются только в Таинстве Покаяния. Если человек истинно осознает свои грехи и после Исповеди и Причастия старается исправиться.

Всем посещающим храм в праздник Крещения Господня, уместно вспомнить Евангельский рассказ об исцелении расслабленного у Овчей купели. Каждый год Ангел освящал воду. И первый, кто входил в эту купель, исцелялся. Один человек 38 лет не мог дождаться своей очереди, пока его не исцелил Сам Христос. Этим Господь показал, что отныне благодать дается не раз в год и не самому торопливому, а всем в изобилии, но особенно – добрым, смиренным, умеющим ждать.

 Для справки:

Великая агиасма – вода, освященная в Крещенский сочельник и в сам праздник Крещения. Она освящается, троекратным погружением Креста, крестным знамением, благословением и особыми молитвословиями.

Крещенская вода – одна из величайших святынь. Она не портится длительное время, подает исцеление от душевных и телесных недугов. Воду не только пьют, но и окропляют ею жилище и разные вещи. Крещенскую воду принято пить натощак и бережно хранить в святом углу, возле икон.

Святая вода – это, если можно так сказать, «инструмент», посредством которого благодать Божия действует на человека. А сила, глубина этого воздействия зависит от воли Божией и веры человека. Святую воду нельзя считать магическим средством, которое без участия воли и сердца человека сотворит над ним чудо. Без веры и направленности человека к Богу чудо невозможно. 

Марина Шмелева