Публикации Доклад епископа Пахомия на Епархиальном собрании
ЗАКАМЬЕ ПРАВОСЛАВНОЕ

Официальный сайт Чистопольской епархии

  • Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
  • Татарстанская митрополия

По благословлению епископа Чистопольского и Нижнекамского Пахомия

Доклад епископа Пахомия на Епархиальном собрании

Всечестные отцы, братья и сестры!

Приветствую всех участников ежегодного Епархиального собрания Чистопольской епархии. Для меня это первое подведение итогов работы в епархии, управлять которой я назначен по решению Священного Синода 16 марта 2023 года. Это решение священноначалия я принял с доверием Господу и решимостью посвятить все свои силы и способности развитию церковной жизни на новой для меня кафедре.

«Желаю Вам, владыка, помощи Божией в благоустроении общеепархиальной и приходской жизни в Чистопольской епархии, на кафедру которой Вы были назначены в текущем году. Благословение Царя всех и Спасителя нашего Иисуса Христа да пребывает с Вами, с благочестивым духовенством, с верными мирянами Вашей епархии», – напутствованный добрыми словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, прибыл я в Чистополь, чтобы нести здесь свое послушание. И вот уже подвожу первые итоги нашего общего труда.

Сразу хочу оговориться, что не могу говорить о работе на протяжении всего календарного года, поскольку до 16 марта епархией управлял митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. Он заботился о духовенстве и о пастве, о храмах Чистопольской епархии, поддерживал вас советом, а самое главное – молитвой. Владыка радушно встретил меня, ввел в курс дел и до сего дня продолжает помогать и поддерживать на непростом пути архипастырского служения Церкви Христовой, за что я хотел бы выразить ему искреннюю сердечную благодарность.

В своем докладе мне бы хотелось, кратко приведя основные статистические данные, подробно поговорить об общей ситуации в епархии, отметив ее сильные стороны и те вопросы, которые требуют нашего внимания и доработки. А также наметить перспективы работы на будущее, в первую очередь исходя из тех благословений и советов, которые, изучив годовой отчет за 2022 год о деятельности Чистопольской епархии, дает нам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

 Часть 1. Общие статистические сведения

В настоящее время в Чистопольской епархии несут свое служение 84 священника и 3 диакона. Из их числа 5 священнослужителей находится за штатом, 6 – запрещены в священнослужении. 3 ноября текущего года священник Михаил Зубарев по решению епархиального церковного суда был извержен из священного сана, решение суда утверждено Святейшим Патриархом Кириллом. В настоящее время церковный суд готовит документы на извержение из священного сана еще нескольких клириков. Ситуация непростая, более подробно поговорим о ней чуть позже. В этом году мною были совершены 2 диаконские и 1 иерейская хиротония.

Территория Чистопольской епархии поделена на 10 благочиннических округов. Общее количество действующих приходов – 118. В настоящее время на территории Чистопольской епархии строят 8 храмов, 1 храм восстанавливают. В уходящем году 4 июня был совершен Чин великого освящения Свято-Троицкого храма села Малый Толкиш Чистопольского района, а 20 августа – храм Казанской иконы Божией Матери поселка Красный Ключ Нижнекамского района.

В Чистопольской епархии на постоянной основе действует Епархиальный совет. Председателем Епархиального совета по Уставу Русской Православной Церкви является правящий архиерей. В 2023 году Епархиальный совет собирался четыре раза.

На заседаниях Епархиального совета обсуждали:

  • общецерковные документы и решения;
  • проведение крестных ходов и общеепархиальных мероприятий;
  • проведение Первых Никольских образовательных чтений;
  • проведение ремонтных и реставрационных работ в храмах;
  • административно-дисциплинарные, организационные вопросы.

 Часть 2. Общее состояние епархиальной жизни

Церковная жизнь и в целом в Республике Татарстан, и в районах, которые входят в состав нашей епархии имеет богатую историю, сложившиеся традиции, славится трудами многих священнослужителей и мирян, в том числе, и прославленными в лике святых. На протяжении нескольких месяцев я открывал для себя ее особенности, знакомясь с приходами и представителями светского общества.

Первое, что я отметил для себя, – инициативность духовенства и мирян. Видно, что практически во всех благочиниях сложились добрые традиции проведения крестных ходов, соборных богослужений, а также фестивалей и дружеских встреч. Мне запомнились крестные ходы на Фомино воскресенье в Чистополе, в день памяти мученика Авраамия в Болгаре, в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Билярске. Масштабный фестиваль «Алексеевские перезвоны» собрал мастеров колокольного звона из разных городов нашей страны, объединив сотни участников, в том числе и детей. На новый – общегородской – уровень вышел фестиваль «Верую» в Нижнекамске. Отрадно, что фестивали начинаются с соборной молитвы, объединяя участников вокруг храмов.

Конечно, не могу не вспомнить крестные ходы в дни празднования Казанской иконе Божией Матери в Казани, в которой мы также принимали участие, а также масштабный форум православной общественности. Соборные богослужения на уровне митрополии, а также церковно-общественные встречи, форумы помогают нам ощутить свое единство и дарят радость общения.

В рамках доклада невозможно перечислить все добрые начинания, и пусть многие из них не так масштабны и проводятся на уровне благочиния или даже прихода, ценно именно благое произволение и активность их участников. Даже простая встреча для соборной молитвы верующих с разных приходов, паломничество к святыням своего края объединяют людей и оставляют добрые воспоминания, согревающие душу.

Правда у инициативности, не подкрепленной послушанием, есть и оборотная сторона – самочиние. Даже на правильные и добрые дела нужно испрашивать благословения, приходить к архиерею за советом. А совершив дело, на которое было благословение получено, хорошо бы сообщить о его результатах – поделиться радостью о том, что сделать удалось, обсудить неудачную попытку. Это не простая формальность, как говорится – одна голова хорошо, а две лучше. А в духовной жизни рассуждение с советом оберегает от многих ошибок и даже падений.  

С радостью отметил для себя, что исполнительская, финансовая дисциплина в епархии находится на хорошем уровне. Настоятели и благочинные вовремя сдают отчеты, прислушиваются к советам специалистов, проявляют понимание. Надеюсь, что в дальнейшем мы будем работать на таком же хорошем уровне.

Знакомство с епархией – это в первую очередь посещение храмов, старинных и недавно построенных. Еще одним отрадным открытием для меня стало понимание того, как много неравнодушных мирян потрудились над их возведением и реставрацией. Где-то большой вклад внесли люди состоятельные, облеченные властью, где-то – простые труженики, готовые пожертвовать из личных и очень небольших средств на это богоугодное дело. Есть прекрасные примеры, когда дом Божий возводят в память о своих предках. И пусть не всегда строительство велось по всем нормам и канонам, само стремление построить или сохранить храм, бесспорно, вызывает уважение.

Немало добрых инициатив в нашем регионе было реализовано при поддержке представителей государственной и муниципальной власти. Республика Татарстан многонациональна и многоконфессиональна, и тем более отрадно, что и православные инициативы находят здесь помощь и поддержку.

Одно из самых развитых направлений епархиальной жизни – служение милосердия. Обратил внимание на то, что немало приходов участвуют в благотворительных акциях, помогая детям, пожилым, обездоленным людям и многодетным семьям. Успешно прошла акция «Помоги собраться в школу», в настоящее время на приходах собирают Рождественские подарки для нуждающихся.

Особое значение эта сфера церковного служения приобрела с началом специальной военной операции. Во многих благочиниях были организованы пункты сбора гуманитарной помощи, волонтеры готовят медицинские аптечки, продуктовые наборы, плетут маскировочные сети, пишут письма на фронт. Как отметил, подводя итоги года, Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, это движение невозможно остановить, потому что стремление помогать нашим солдатам, их семьям и мирным жителям идет от сердца. В Чистопольской епархии помощь, собранную неравнодушными людьми, на линию фронта отвозят священнослужители, выбравшие для себя непростой и рискованный путь духовного окормления воинов. Сердечно благодарю руководителя епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами священника Тимофея Маташова и всех его помощников – священнослужителей и мирян – за это жертвенное служение.

Знакомство предполагает обмен опытом, и мне также отрадно отметить, что те инициативы, которые я и мои помощники предлагаем для развития церковной жизни в Чистопольской епархии встречают поддержку и понимание духовенства и мирян. К примеру, с 7 по 14 декабря проходили Первые Никольские образовательные чтения. В этом году региональный этап Международных Рождественских образовательных чтений мы решили провести на принципиально новом уровне. Нам не удалось бы добиться поставленной цели, если бы не общие усилия членов оргкомитета чтений, а также многих священников и мирян. Никольские образовательные чтения стали заметным событием в культурной и общественной жизни всех районов, входящих в состав Чистопольской епархии, и это наша с вами общая заслуга. Чтения проходили не только в Чистополе, и потому особо хочется отметить труды благочинных, организовавших работу секций в своих округах – протоиерея Александра Колчерина, протоиерея Павла Чурашова, протоиерея Виталия Кузьмина и протоиерея Александра Качаева.

Радуясь благим результатам, мы не должны останавливаться на достигнутом. Образовательные чтения должны стать полноценной площадкой диалога Церкви и общества, поэтому в состав делегаций от приходов и благочиний необходимо включать не только церковных сотрудников, но и педагогов общеобразовательных школ, работников социальной сферы и учреждений дополнительного образования. Над этим нам необходимо поработать в будущем.     

 Часть 3. Вопросы, требующие особого внимания и решения

Центром и смыслом пастырского служения является совершение богослужения, и в первую очередь – Литургии. Если так настроены и сердце, и жизнь, и мировоззрение священника, он в самых сложных жизненных обстоятельствах, в самых тяжелых искушениях найдет опору и утешение. Это же можно сказать и о его пастве. Ведь все формы общественно полезной деятельности, которую выполняют сегодня священники и миряне, человек может найти и в светском обществе. И только стремление ввысь, к Небу, поиск Богообщения аналогов не имеет.

Богослужение можно назвать настоящей сокровищницей нашей Церкви, средством для воспитания души, возвышения ее от насущных проблем и задач. Поэтому очень важно, чтобы на любом приходе его совершали благоговейно, с любовью и пониманием его глубокого смысла.

Я описал некий идеал, к которому мы призваны, но на практике нам, к сожалению, есть еще над чем работать. Часто богослужения совершают поспешно, формально, относясь к нему как к тяжкой повинности, не видя в нем духовного утешения. Это видно и по продолжительности богослужения, и по внятности произнесения текстов священниками, чтецами, певчими.

Вижу, что не хватает нам квалифицированных и в то же время воцерковленных регентов церковных хоров. В рамках Никольских образовательных чтений мы провели семинар для регентов и певчих и постараемся в наступающем году сделать их регулярными.

С горьким недоумением отметил для себя, что на приходах повсеместно опускается совершение вечернего богослужения. Понимаю, что в селе, да и в некоторых районах города людям сложно добираться до храма вечером, особенно в зимнее время. Но порой эти трудности становятся отговоркой для самих пастырей, что, конечно, недопустимо. На эту проблему обращает внимание и Святейший Патриарх Кирилл в резолюции на годовой епархиальный отчет: «Требует упорядочения богослужебная практика на приходах, с более регулярным совершением тех служб, которые предусмотрены уставом – вечерни, утрени, всенощного бдения».

«Важнейшая задача для священников – это через просвещение прихожан помочь им понимать содержание и смысл православного богослужения. Эта учительная задача никак не отменяет необходимости устранять практические недостатки, такие как невнятность и поспешность в произнесении текстов и возгласов или, наоборот, утомительное для внимания затягивание и искусственная театральность, эмоциональность или вычурность; неправильная расстановка акцентов в текстах; неблагоприятная акустика храма, которую можно, как правило, исправить современными техническими средствами. Все это не требует больших усилий при внимательном и ответственном отношении к богослужению, любви к нему», – призывает нас в одном из своих выступлений Предстоятель Русской Православной Церкви.

Нередко и для мирян богослужение становится не живым обращением ко Господу, не возможностью в соборной молитве излить чувства, переполняющие верующее сердце, а заученной схемой. Задача пастыря – самому полюбить богослужение и своим прихожанам раскрыть красоту не мертвой формы, а живого творческого процесса.

Понимаю, что такое положение вещей является следствием очень многих факторов – разрыва традиции, отсутствия достаточного пастырского и духовного опыта. Для того чтобы попытаться вернуть живое и благоговейное отношение к богослужению, пастырь должен уделять внимание личной молитве, чтению духовных книг, общению с собратьями. Помню время, когда многие священники могли по несколько часов спорить о богослужебном уставе, о порядке совмещения тропарей или стихир, потому что богослужение поистине было для них главным делом и главным интересом в жизни. На будущий год мы планируем организовать пастырские семинары, посвященные проблемам духовной жизни и  различным аспектам богослужебной практики.

«Театр начинается с вешалки», – думаю, всем вам известна эта поговорка. Развивая эту мысль, можно сказать, что служение пастыря начинается с внешнего вида. Как не вспомнить святителя Василия Великого, который желая преподать урок юным о воспитании души, начинал с правил наружного поведения, понимая, как связаны внутреннее и внешнее. Облачение, опрятность, поведение священника также должны быть проповедью, которая порой назидает сильнее всяких слов (как в положительном, так и в отрицательном смысле). Вот почему ношение подрясника и рясы является обязанностью священнослужителя. Если прихожане видят, что батюшка стесняется своего сана, старается за пределами церковной ограды ни чем не отличаться от мирянина, то и отношение к его словам будет соответствующим.

Если при встрече с пастырем человек обращает внимание в первую очередь на его внешний вид, то при первом посещении храма – на чистоту и гармоничность внутреннего убранства, ухоженность прилегающей территории. Во многих храмах меня порадовала забота, которую клирики и прихожане проявляют о прихрамовой территории. Даже в самых небольших селах разбиты цветники, высажены деревья, устроены детские площадки и зоны отдыха для прихожан. Это замечательно. Но в самих храмах приходилось видеть обратное – в помещениях откровенно грязно, утварь находится в небрежении, облачения, престолы, платы не ухожены. Храмовое пространство захламлено множеством мебели, салфеточек, ковриков, комнатных растений. Я понимаю, что пожилым прихожанкам  все эти милые детали греют сердце и создают ощущение домашнего уюта. Но мы должны понимать, что храм – не квартира, принадлежащая людям преклонных лет. Что у молодых людей и у прихожан среднего возраста совершенно иные представления о красоте, эстетика бабушкиной комнатки может навеять опасное ощущение, что Церковь – дом для людей старшего возраста, в котором им нет места. Внешний вид храма должен пробуждать чувства возвышенные, свидетельствовать о Небе, а не о земном уюте.

Очень важно, чтобы священник старался стать воспитателем своего прихода. Часто приходится видеть две крайности. В первом случае священник проявляет полное равнодушие к воспитанию, уровню церковных знаний своих прихожан и все пастырское окормление сводится к поспешному совершению богослужения и треб. Противоположный случай – ревность не по разуму, когда священник, вместо того, чтобы снова и снова объяснять людям, раздражается на них, обижается, а порой и откровенно грубит. Нельзя забывать, отцы и братия, что учить можно только с любовью и состраданием.

Священник должен рассказывать прихожанам о традициях нашей Церкви, поскольку многие из них воспитаны вне всяких традиции. Когда к священнику после службы подходят прихожане под благословение, эти моменты нужно использовать для кратких поучительных бесед. На исповеди также нужно рассказывать самые элементарные вещи: о том, как правильно построить исповедь, как обращаться к священнику, что стоит ему говорить, а о чем лучше промолчать. Не стоит думать, что это рутинная, никому не нужная работа. Со стороны всегда видно, занимается ли пастырь приходом, воспитаны ли его прихожане или им приходится расти подобно детям, лишенным родительской заботы и научения.

Как бы ни хотелось нам с вами полностью посвятить свою жизнь  молитве и заботе о пастве, но реалии церковной жизни на современном этапе вносят свои коррективы. Настоятель, а тем более благочинный – это руководитель коллектива, и потому обязан воспитывать в себе организаторские навыки, уметь контролировать выполнение тех или иных распоряжений – и своих, и священноначалия. Ту информацию, которую архиерей, секретарь епархиального управления доносит до благочинных, нужно уметь осмыслить, соотнести с особенностями своего округа и нужной ее частью поделиться с сотрудниками и прихожанами.

И раз уж речь зашла об информации, не могу не поделиться еще одним неприятным наблюдением. Учитывая, что подавляющее большинство собравшихся в зале представители сильной, а значит по определению сдержанной половины человечества, мне даже говорить об этом неудобно, но приходится. Некоторые священнослужители и церковные сотрудники в нашей епархии не имеют понятия о профессиональной конфедициальности, как и вообще о сдержанности в словах и суждениях. А если сказать просто и понятно, поражает их стремление сплетничать по поводу и без. И ладно бы эти пересуды происходили на кухне, как говорится, в узком кругу ограниченных людей. Но эти люди делятся своими размышлениями и с духовенством, и с мирянами, в том числе и с представителями власти. Как результат – бесконечные сплетни, пересуды наносят духовный урон им же самим, но что еще хуже – негативно влияют на репутацию Церкви в глазах людей внешних.

Каждый из нас, отцы и братия, поставлен на место служения Церковью. Это Церковь позволила нам именоваться отцами и возвела на некую возвышенную ступень. Она дала нам голос, приобщила своей традиции. И даже те средства, которые, как нам кажется, мы зарабатываем непосильным личным трудом, приходят к нам именно потому, что мы представляем Церковь. Кроме того, любой священник – общественный деятель, от его слов и поступков зависят души и судьбы людей. Пастырь должен думать не только о себе и о тех, кого Господь уже привел в храм. Но и о том, какое впечатление его слова и поступки производит на окружающий мир. На людей, которые только приглядываются к священнику в поиске ответов на свои вопросы и которых, безусловно, оттолкнут грубость, алчность, зависть и желание всех и вся осуждать.

По меткому выражению одного мудрого человека: «Люди начинают распускать слухи, когда не знают, как по-другому объяснить, почему у кого-то всё получается, а у них нет». Хочется пожелать любителям обсуждать и осуждать чужую жизнь заняться собственной, постараться реализовать данные Богом таланты на благо Церкви и верующих людей. Но для этого, безусловно, нужно трудиться, нужно постоянно повышать свой уровень образования, культуры – и духовной, и общечеловеческой.

Не секрет, что многие из нас могут с горечью сказать о себе словами Александра Сергеевича Пушкина: «Мы все учились понемногу / Чему-нибудь и как-нибудь…». Многие люди принимают сан в зрелом возрасте, когда какие-то возможности образования и культурного развития уже упущены. Но не стоит махать рукой на воспитание собственной души. Священник должен постоянно учиться у других людей, не забывая, конечно, и о духовном образовании. Святейший Патриарх Кирилл обратил внимание, что в Чистопольской епархии более 40% клириков не имеет духовного образования, будем стараться эту проблему решать.

Пастырь призван учить людей покаянию, исправлению жизни. А для того чтобы научиться людей исповедовать, нужно самому регулярно исповедоваться у духовно опытного человека. Во многих епархиях есть практика проводить общие исповеди духовенства в дни Великого и Рождественского постов у духовника епархии и другим клириков, опытных в пастырском служении. Надеюсь, со временем и у нас сложится такая традиция. Хотя пастырь, безусловно, не должен ограничиваться двумя исповедями в год, в то время как своих прихожан он призывает приступать к таинствам несколько раз в месяц.

На священнике лежит колоссальная ответственность за души людей, он несет тяготы чужих грехов и трагедий, и потому как никто другой нуждается в постоянном духовном укреплении. Кроме того, духовная жизнь, борьба со страстями и воспитание добродетелей – наука, которую постигают опытным путем, ей невозможно научить на словах. Пастырь воспитывает примером, и грехи, и подвиги его на виду. Как я уже сказал ранее, несколько священнослужителей Чистопольской епархии запрещены в священнослужении. Нередко основанием для такого решения становится пагубные пристрастия к винопитию и даже к сильнодействующим наркотическим веществам. Это бич и нашего времени, и в целом человечества. Но если мирянин приносит вред относительно небольшому кругу людей, то пастырь, находясь на возвышении, становится соблазном для многих. И в отличие от людей неверующих или далеких от Церкви мы с вами прекрасно понимаем, что причины такой зависимости всегда кроются в проблемах духовных, которые требуют решения.

Коснувшись темы болезненных проявлений, становящихся соблазном, не могу не сказать о страшной трагедии, которая постигла всех нас 31 октября этого года. Клирик Чистопольской епархии, руководитель тюремного отдела и любимый многими прихожанами Нижнекамска священник Михаил Зубарев убил свою супругу Викторию на глазах у маленькой дочери. Подробности этого жуткого преступления несколько дней будоражили людей на территории всей страны, принеся очень печальную известность нашей епархии.

С одной стороны, такая трагедия могла случиться и с учителем, и с врачом, и простым рабочим. К сожалению, «благодаря» интернету мы чуть ли не ежедневно становимся свидетелями подобных драм. Отец Михаил явно страдает душевным заболеванием, заключение по этому делу вынесет суд, но сам способ убийства и последующее поведение этого человека явно свидетельствует о нездоровье. Но с другой стороны, вопрос: «Как такой человек мог нести служение пастыря, общаться с людьми, пользоваться их доверием?» возникал в эти дни у многих. И даже спустя время мне задали его журналисты Нижнекамска на пресс-конференции, посвященной совсем другой теме.

Конечно, все мы понимаем, что проблема эта носит общецерковный характер и в будущем именно на общецерковном уровне требует разрешения. Безусловно, необходим более тщательный отбор не только для кандидатов на рукоположение, но и для абитуриентов духовных образовательных учреждений и даже добровольных помощников в алтаре. Мир сегодня жесток, человеку в пограничном состоянии или уже страдающему психическим расстройством порой, действительно, некуда больше податься. Церковь с древности несла попечение о таких людях, утешала и поддерживала их близких. Но одно дело душепопечение о прихожанах, а другое дело, когда нездоровый человек входит в клир, возводится на некую ступень. И по его поведению, внешнему облику начинают судить о Церкви, об атмосфере на данном приходе. Проявляя заботу о больных людях, мы не имеем право отталкивать и соблазнять здоровых.  

Возвращаясь к трагедии с бывшим священником Михаилом, я, конечно, не возлагаю вину на кого-то из собратьев. Хотя, по меткому выражению Федора Михайловича Достоевского «всякий из нас пред всеми во всем виноват, а я более всех». Возможно, если бы наше отношение друг к другу было более глубоким и внимательным, эту страшную беду можно было бы предотвратить. Будем же усердно молиться, чтобы Господь уберегал нас от подобных трагедий в дальнейшем.

 Часть 4. Перспективы развития церковной жизни в епархии

Обсуждение проблем, существующих в нашей епархии, ни в коем случае не должно стать поводом для уныния, а лишь помочь нам в их преодолении. Мы должны наметить первоочередные направления нашей совместной работы и трудиться вместе для решения поставленных задач.

В приоритете сегодня должно стать просвещение детей и взрослых, проповедь о Христе не только нашим прихожанам, но и тем, кто пока находится за церковной оградой. «Обращаю Ваше внимание на крайне низкое число воскресных школ сравнительно с числом храмов (если даже учитывать те, где Литургия совершается не менее одного раза в неделю)», – эти слова Патриарха Кирилла должны стать не только поводом для сокрушения, но, в первую очередь, руководством к действию.

Воскресную школу можно назвать своеобразной визитной карточкой прихода. Кроме того, воскресная школа определяет перспективы развития приходской жизни, ведь вокруг нее объединяются наиболее активные, неравнодушные прихожане, а воспитанники со временем становятся помощниками священнослужителей. Поэтому настоятели храмов должны стараться всеми силами способствовать развитию приходских школ: приглашать к сотрудничеству заинтересованных педагогов, говорить с родителями из числа прихожан о необходимости религиозного образования детей.

Священники сегодня часто посещают различные мероприятия в общеобразовательных школах. И нередко среди учеников находятся те, кого затрагивает проповедь батюшки и кто хотел бы продолжить общение с ним. Так вот, учебный и воспитательный процесс в воскресных школах должен быть построен таким образом, чтобы в нее не стыдно было пригласить детей со стороны, чтобы их родители понимали, что с детьми будут заниматься по-настоящему, а не для отчета. Можно много говорить о том, что детей сегодня интересуют другие темы, что у нас нет возможности наладить на приходах полноценную педагогическую работу. Но опыт показывает – когда в воскресных школах происходят качественные системные изменения, Господь приводит в них и педагогов, и детей.

Нельзя забывать и о воскресных школах для взрослых. Как уже было сказано ранее, многие люди лишь в зрелом возрасте начинают открывать для себя Церковь. Опыт, в том числе и моего служения в Свято-Троицком кафедральном соборе Саратова и в Покровской епархии, показывает, что взрослые люди больше, чем дети и подростки ценят возможность постигать церковные дисциплины, общаться с батюшкой и с другими прихожанами. Именно взрослые ученики могут стать настоящей опорой для настоятеля во многих приходских делах.

Именно из числа воспитанников воскресных школ в первую очередь мы должны находить абитуриентов для поступления в семинарию. Кроме того, нужно и на приходе, благочестивым мирянам, в том числе зрелого возраста, давать возможность послужить Богу в алтаре и готовить их к принятию священного сана.

Для объединения усилий педагогов воскресных школ, а также для развития методической работы нам необходим духовно-просветительский центр. К сожалению, одной из главных проблем, с которой я столкнулся в кафедральном городе, было упразднение этого центра. Я узнал, что епархиальное управление находится в здании, которое первоначально было передано под духовно-просветительский центр во имя преподобного Сергия Радонежского. В программу центра входили занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Работу центра, на которую были выделены грантовые средства, прекратили, а помещение стали использовать в качестве управления и склада, что нанесло большие репутационные потери епархии в глазах жителей города.

При этом в городе активно работает мусульманский досугово-развивающий центр «Камалия», оборудование и программа которого находятся на высоком современном уровне. Этот центр был построен одновременно с духовно-просветительским, но в отличие от него все эти годы динамично развивался. В приоритете работы центра – семейные встречи, работа с молодежью. Как результат – в числе его сотрудников и посетителей немало людей православных, а нам с вами только еще предстоит преодолевать негативное предубеждение и развивать данное направление.

Нижнекамск – второй кафедральный город епархии – активно развивающийся промышленный центр федерального значения. Тем прискорбнее видеть, что именно церковная жизнь здесь развита очень слабо. При всех стараниях служащего в городских храмах духовенства, сложно говорить о планомерной просветительской работе.

На это же обращает наше внимание в своей резолюции Святейший Патриарх Кирилл: «В Нижнекамске – первом по величине и втором кафедральном городе епархии – действуют всего лишь четыре прихода, что чрезвычайно мало при населении в почти 250 тысяч человек, даже с учетом этнокультурного распределения. Необходимо проработать вопрос об открытии в этом городе новых приходов и, возможно, духовно-просветительского центра, который может действовать, в том числе, как второе епархиальное управление, помимо находящегося в Чистополе». Выполнение этого благословения также должно стать нашей общей заботой.

Как я уже отметил выше, в этом году мы на достаточно хорошем уровне провели Никольские образовательные чтения. Но для того, чтобы христианская миссия в нашем регионе развивалась, мы не можем ограничиться какими-то разовыми, пусть даже и масштабными форумами и встречами. Работа в данном направлении должна стать планомерной, мы должны постоянно проводить встречи с педагогами, общественностью. Делать это нужно на уровне приходов, благочиний, общеепархиальном, но с советом и с благословения. Мы должны постоянно являть пример общего делания, объединенного благой целью проповеди о Христе.   

Заботясь о духовном, конечно, нельзя забывать и материальной стороне – наши храмы и хранящиеся в них святыни требуют заботы и постоянного попечения. Все мы наследники предыдущих поколений верующих. А учитывая, что ХХ век нанес сокрушительный удар по благоукрашению наших храмов, ответственность за то, что удалось сохранить, увеличивается многократно. Именно для этого настоятелям наших храмов я поручил провести ревизию старинных образов, утвари, обращая внимания на те из них, что имеют особую ценность и нуждаются в реставрации. Прошу вас, отцы и братия, отнестись к этой работе с должным вниманием и ответственностью.

В грядущем году с помощью Божией мы продолжим строительство новых храмов и приходских помещений, а также реставрацию старинных зданий. Настоящим благословением святителя Николая Чудотворца – покровителя нашего кафедрального собора и всей епархии – я воспринимаю тот огромный объем работ, который нам удалось выполнить в кратчайшие сроки. В этом году исполняется 185 лет со дня открытия Свято-Никольского собора. И тем более отрадно, что к этой памятной дате, а также к престольному празднику нам удалось полностью заменить систему отопления и освещения в храме, провести ремонтные работы в алтаре, в трапезной части, в притворе, а также на колокольне и в подсобных помещениях. Колоссального труда стоило отмыть росписи, которые были в таком запущенном состоянии, что после помывки выглядят буквально как новые.

18 и 19 декабря состоялись большие торжества, к этому празднику в собор благотворитель пожертвовал большой старинный образ святителя Николая Чудотворца. Надеюсь, что по молитвам святого нам удастся в будущем году продолжить ремонтно-реставрационные работы в соборе, который должен обрести облик, достойный символа кафедрального города и Чистопольской епархии.

***

«Вверяя себя самих и друг друга Промыслу Божию, будем молиться Господу, да дарует нам силы и разумение для крепкого стояния в вере в Пресвятую Троицу и в верности Святой Церкви», – этими напутственными словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, обращенными ко всем церковным труженикам Чистопольской епархии, мне бы хотелось завершить свое выступление.

Время жизни летит и неумолимо проходит, но часы и дни, посвященные Господу, становятся для нас настоящим богатством. Дай Бог, чтобы в наступающем 2024 году мы с вами смогли потрудиться искренне и самоотверженно, чтобы труды эти были поистине во славу Божию и на благо Матери Церкви. И чтобы мир, согласие и доброе отношение друг к другу сопутствовали нам во всех начинаниях. Храни всех Господь. Благодарю за внимание.