Публикации Крестом Твоим исцели нас
ЗАКАМЬЕ ПРАВОСЛАВНОЕ

Официальный сайт Чистопольской епархии

  • Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
  • Татарстанская митрополия

По благословлению епископа Чистопольского и Нижнекамского Пахомия

Крестом Твоим исцели нас

В среду мы поклоняемся Кресту Христову, размышляем о спасительном значении Крестной Жертвы. И великопостные дни не исключение. Но посмотрите, как тонко и вместе с тем органично песнотворцы вплетаю в тексты среды наше личное постное делание.

Вторая седмица – время, когда мы все больше ощущаем противление своей лености и косности всем высоким призывам Великого поста. И понимаем, что без помощи Божией нам их не одолеть.

«На Кресте распростерл еси Христе, пречистеи руце Твои, собирая концы. Темже зову Ти: расточенный ум мой собери, плененный, влекомый страстьми, и страданий Твоих общника мя покажи, воздержанием всего очищена» (стихира господина Иосифа). Ум, который должен быть царем и господином, пленен страстями и нашим злым навыком. Вновь и вновь мы творим, а еще чаще говорим и думаем не должное, оскверняющее душу. И вот в этой стихире песнотворец буквально в одной строчке переходит от космического измерения – собрание распавшегося мира – к измерению личностному – расточенному уму. Христос пришел, чтобы спасти на Кресте весь мир, но делает Он это через спасение души каждого человека.

Однако спасает не механически, не всех к ряду. Богу важно свободное произволение. И потому словами песнотворца мы обращаемся к Нему (а лучше бы – вопием): «Дети обострив иногда пост, показа сильнейшыя, якоже пишется, огня палящаго. Смиренная душе моя постися, вжигающи в себе Владычнее возлюбление, имже будущия возможеши избежати геенны, и страсти попалити всепагубныя». Ох, как же непросто возжигать в себе это самое «Владычное возлюбление». Легче выстоять, вычитать, вытерпеть… Как много приходить пережить, чтобы почувствовать хотя бы иногда искры этого возжигания. Но ведь именно к живому чувству, к сердечной молитве, к личному переживанию великопостных дней должны мы стремиться в это время, да и в остальные дни нашей жизни тоже.

Как происходит это таинственное оживотворение души? С помощью Божией, а еще с радостью. «Время веселое поста, темже чистоты световидныя, и любве чистыя, молитвы светозарныя, и всякия иныя добродетели насытившеся богатно, светло возопиим: Кресте Христов всесвятый, возрастивый сладость жизни, всех чистым сердцем тебе поклонитися сподоби нас, очищение нам дая и велию милость». И на второй седмице поста преподобный Феодор Студит напоминает нам: пост – не время мрачных мин и скорбных поз. Борьба с грехом внутри сердца рождает, конечно, скорбь о грехах и страстях своих. Но ведь они враги наши, и потому даже малая победа дарует веселие и сладость. Мир внушает нам, что сладость жизни во грехе, в потреблении, в поглощении. Нет, возражает Церковь, это лживая сладость. И призывает к истинной радости чистоты и молитвы.

Писать об этом легко, говорить приятно, а вот исполнить – непросто и многотрудно. Нет и у песнотворцев легковесного благодушия на этот счет. И хотя идет уже десятый день пост, но мы понимаем – покаяние еще в самом начале. «Покаяния ми двери отверзи, страстей моих входы затвори, разбойнику вход райский благовходен показавый Христе, Твоим распятием, да славлю Твою благость». Закрыть входы страстей и открытия объятия Своей благости распятого за нас на Кресте Христа просим мы в среду второй седмицы поста.

Марина Шмелева