Чистопольская епархия
ЗАКАМЬЕ ПРАВОСЛАВНОЕ

Официальный сайт Чистопольской епархии

  • Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
  • Татарстанская митрополия

По благословлению епископа Чистопольского и Нижнекамского Пахомия

Ахтырская икона Божией Матери – от неизвестности к славе

История многих чудотворных икон похожа на приключенческую повесть. С Ахтырской иконой Божьей Матери, память которой празднуется 15 июля, тоже связано много удивительных историй. С любовью и благодарностью храним мы фотографии своих мам. Матерь Божья – любящая Мать для всех верующих. Ее образы украшают храмы и дома. Прославленные и малоизвестные, хранят они множество историй чудесной помощи, поддержки и укрепления.

Крестное странствие чудотворного образа

Поселок Алексеевское в Республике Татарстан – небольшой по размеру, но довольно известный и в республике, и за ее пределами. Одна из причин этой известности – чудотворная Ахтырская икона Божией Матери. Святыня, как и сам приход, пережила разные времена – и обретения, и забвения, и нового почитания.

Но теперь все это в прошлом, а в настоящем – ежегодные торжества в честь обретения чудотворного образа. Они продолжаются два дня. 14 июля Ахтырский образ из Воскресенского храма поселка Алексеевского переносят туда, откуда началась ее чудотворная история. Всенощное бдение служат в храме в селе Анатыш, близ Рыбной Слободы. Потом крестным ходом икону несут в Рыбную Слободу, где служат водосвятный молебен.

15 июля, после Божественной литургии, образ по Каме везут в Алексеевское. «Мы издалека видим, как блестит он на солнце, и с замиранием сердца встречаем нашу родную святыню», – рассказывает Любовь Ивановна Абрамова, старший экскурсовод Воскресенского храма. Икону крестным ходом переносят к Ахтырской часовне, где совершают водосвятный молебен, затем образ Божией Матери возвращают в Воскресенский храм. Каждый пункт этого двухдневного странствия – воспоминание об обретении святыни 208 лет назад. Святыни, которую в одном из домов Рыбной Слободы и за икону-то не считали, используя в хозяйственных нуждах.

От сельского покоса до столичного монастыря

Но прежде чем, поведать, почему так произошло, и как Бог прославил никому не известный образ, стоит кратко вспомнить историю первообраза. Ведь Алексеевская икона – список с чудотворного образа, явленного 15 июля 1739 года в селе Ахтырка Харьковской губернии. Служитель Покровской церкви отец Даниил вел жизнь простую, участвовал в сельских работах наравне с крестьянами. И вот в июле во время сенокоса он увидел яркий свет, а затем нашел на этом месте икону Божьей Матери. Священник отнес образ домой, да и забыл о его явлении.

Через три года Сама Богородица явилась во сне отцу Даниилу, повелев очистить и украсить образ. По указанию Богородицы водой от омовения иконы священник напоил страдавшую от лихорадки дочь. Девочка выздоровела, исцелились и еще несколько человек, страдавших от той же болезни. Икону поместили в храме, здесь она была прославлена новыми чудесами.

В 1748 году по пути в Петербург в Ахтырке остановилась больная вдова – баронесса Вейдель с двумя малолетними дочками. Опасаясь за участь своих девочек, баронесса горячо молилась об исцелении пред иконой Богородицы. Но получила ответ: «Напрасно просишь ты об исцелении. Тебя ждёт смерть. Поспеши раздать по церквам и нуждающимся всё твое имение. Это полезно будет для твоей души». Больная указала на своих детей. «Не заботься о детях, – отвечала Матерь Божья. – Я буду всегдашнею их Покровительницею. А ты готовься к смерти, так как умрёшь через три дня, и раздай своё имущество по церквам и нищим, чтобы они молились о тебе». Больная рассказала сон духовнику и спешно стала раздавать своё имущество, затем она умерла. Весть об этом дошла до императрицы Елизаветы Петровны, которая взяла сирот ко двору, воспитала и выдала их замуж.

Трижды назначали расследования, опрашивали людей из разных мест, испытавших проявление благодатной силы по молитвам у этого образа. На основании их показаний в 1751 году Синод постановил почитать Ахтырскую икону Божьей Матери чудотворной.

В 1768 году на пожертвования императрицы на месте явления иконы Божьей был построен величественный Покровский собор. В ХХ веке образ оказался в Харбине и был приобретён С.А. Степановым. В 1950 году сын Степанова вывез икону в Бразилию, а затем в Сан-Франциско, где передал её комитету русской православной молодёжи. В июле 2010 года Президент РФ Д.А. Медведев передал чудотворный образ Божьей Матери, незадолго до этого приобретенный на аукционе, в Воскресенский Новодевичий монастырь Санкт-Петербурга.

Иконография этого образа восходит к иконам, написанным под влиянием живописи Ренессанса греческими мастерами, осевшими в Италии после падения Константинополя в 1453 году. На иконе изображена совсем юная Богородица рядом с Распятием. Своему страдающему Сыну молится Богородица за всех людей, особо – за прибегающих к Ней с верой и молитвой.

Алексеевская святыня

С чудотворного образа были сделаны точные списки. Как попал один из них в Казанскую губернию, сказать сложно, история об этом умалчивает. Но зато сохранились подробные сведения о том, как Господь прославил этот образ. Записаны они в «Летописи Воскресенского храма села Алексеевского», составленной в 1891 году. До революции в местном ряду иконостаса, слева от Царских врат, находилась Ахтырская икона Божьей Матери, украшенная серебряной ризой и золотом. В селе была широко известна чудесная история, произошедшая в 1816 году.

«Когда мне было 17 лет, я жил в Рыбной Слободе в работниках. Рядом жила бедная вдова Бакирова с единственным сыном моих же лет – Алексеем. Скоро мы с ним познакомились и сделались товарищами. Вдруг товарищ мой, Алексей Бакиров, захворал, и так сильно, что у него отнялись ноги, и он лежал без движения с полгода», – записаны в Летописи слова Степана Григорьевича Богомолова, одного из старожилов храма.

«Это была бедная вдова, ей некому было помочь, кроме Господа и Матери Божьей. Много молились они с сыном, прося о помощи. Однажды Алексей разбудил мать: «Матушка! Ступай поскорее в село Алексеевское, отыщи там Тишичкина, выпроси у него икону Божией Матери и принеси её сюда ко мне. Приложусь я к этой иконе и встану на ноги»».

Действительно, в доме крестьянина по фамилии Тишичкин нашла обнадеженная мать то, что искала. Она попросила отдать ей ненужную икону, и Тишичкины вспомнили, что есть такая – служит крышкой на ларе с зерном. Дело в том, что крестьяне эти были старообрядцами. Икона, написанная под влиянием западных образцов, была им не интересна, потому и не почитали, и расстались с образом легко.

По пути домой – к страдающему сыну – Бакирова остановилась у ручья. Ведь икона Богородицы, которую долго использовали в хозяйственных целях, была сильно испачкана. Она омыла образ, и об этом омовении сегодня также вспоминают крестоходцы, совершая водосвятный молебен. «А на том самом ручье, на котором Бакирова вымыла взятую у Тишичкина икону, вскоре поставили часовню и вырыли колодец», – сообщает нам летопись.

Сельчане вышли встречать икону Богородицы к Слободскому перевозу, перевезли её и внесли в дом Бакировых. Завидев крестный ход с иконой, Алексей приподнялся и сел, а когда внесли образ в избу – твёрдо встал на ноги. О случившемся в селе чуде рассказали священнику и попросили его на дому отслужить всенощное бдение и молебен. А наутро внесли икону в храм, где совершили Литургию и прославили Матерь Божью.

Как же образ оказался в Алексеевском? И почему сегодня мы крестным ходом несем его из Рыбной Слободы? Оказывается алексеевцы, услышав о чудесном исцелении, потребовали возвращения Ахтырской иконы Божьей Матери. Можно только подивиться смирению жителей Рыбной Слободы – они с большими почестями проводили в обратный путь образ, о котором мало кто заботился раньше. «Всё село вышло навстречу Ахтырской иконе Божьей Матери версты за четыре. Когда несли эту икону и поставили её в церковь, несколько дней кряду было молебствие и при этом много было исцелений», – читаем мы в летописи.

Больше ста лет почитали алексеевцы и многочисленные паломники чудотворный образ. Но пришло время странное и страшное – разрушили храм и часовню, в запустение пришел колодец. Утратили и чудотворный образ, который по воле Божьей вернулся лишь тогда, когда в поселке стали строить новый храм и возрождать церковную жизнь. «Начали совершать службы, стали молиться. И к нам вернулась наша святыня. Ахтырская икона хранилась в одной семье в Чистополе, несколько лет назад ее вернули в наш храм», – рассказывает Любовь Ивановна.

В 1997 году обнаружили и местонахождение колодца, произошло это в июле, в канун празднования чудотворному образу. Стали возрождать часовню, были облагорожены колодец и прилегающая территория. И сегодня проходит здесь путь сотен крестоходцев. Они идут и вспоминают историю бедной скромной вдовы, ее сына, множества самых разных людей, испытавших у чудотворного образа материнскую заботу Богородицы.

Марина Шмелева

Азбука веры