Публикации Домашний иконостас – важна мера
ЗАКАМЬЕ ПРАВОСЛАВНОЕ

Официальный сайт Чистопольской епархии

  • Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
  • Татарстанская митрополия

По благословлению епископа Чистопольского и Нижнекамского Пахомия

Домашний иконостас – важна мера

На вопросы прихожан и читателей отвечает епископ Чистопольский и Нижнекамский Пахомий.

— Владыка, каким должен быть домашний иконостас? У меня раньше была одна бабушкина икона Пресвятой Богородицы. Теперь, после разных паломнических поездок, число икон разрослось так, что их некуда ставить. Очень хочется, чтобы от посещаемого святого места оставалась на память икона, но куда их девать?

— Как правило, все православные проходят через это искушение, которое можно было бы назвать «собирательством». Расскажу вам небольшую историю. В период моей монашеской жизни не было еще писаных икон. Церковь только возрождалась. В основном иконы мы вырезали из календарей и наклеивали их на доску. И в храмах в большинстве случаев были также бумажные иконы. Так вот, если брат стучал в твою келью и предлагал тебе несколько икон в качестве благословения, это означало, что он начал убираться в своей келье, дошел до своего иконостаса и понял, что он слишком большой.

Обычно собирают не только иконы, но и святыни. Бывает, приходит человек и спрашивает: а что делать с просфорами, которые я скопил за многие годы? У меня была одна знакомая монахиня, которая много путешествовала по святым местам и дома собрала целую коллекцию святынь. И чего там только не было: и просфора от Гроба Господня, и артос с Синайской горы и т. д. и т. п. Пожалуй, только тьмы египетской в баночке не было. Конечно, человек хочет как-то материализовать Божию благодать, которая ощутимо действует в нашей жизни через людей, святыни, вещи. Человек состоит из бесплотной, нематериальной души и тела, то есть материи. Поэтому для подтверждения каких-то внутренних, возвышенных чувств нам нужны порой и внешние символы. Это вполне естественно и закономерно. Но во всем нужно знать меру.