Публикации Новый год встречаем в храме
ЗАКАМЬЕ ПРАВОСЛАВНОЕ

Официальный сайт Чистопольской епархии

  • Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
  • Татарстанская митрополия

По благословлению епископа Чистопольского и Нижнекамского Пахомия

Новый год встречаем в храме

Мы движемся навстречу вечности со скоростью 60 минут в час и не знаем, сколько нам еще до нее осталось – часов, дней, лет. Мы замираем перед временем, понимая, как быстро оно проходит. И, может быть, именно поэтому так ждем боя курантов, загадывая, чтобы наступило какое-то новое время.

Отмечать или нет?

Когда-то все это – и молитвы о новом, и ожидание чуда, и даже атмосфера волшебного праздника – принадлежали Христову Рождеству. Именно на Рождество была елка, самые долгожданные подарки, большие и маленькие чудеса, рожденные любовью и милосердием. Потому что в сердцевине всего самое важное событие: Бог явился во плоти. А новолетие, которое наступало до революции позже, встречали спокойно и тихо.

Создатели «нового мира» поначалу устроили настоящее гонение на рождественскую елочку, ведь так жива и с детства дорога была для многих эта традиция. Она очень живо напоминала о том, с чего началась новая эра в истории человечества. И вот елочка, а вместе с ней и вся эта милая праздничная мишура стала новогодней. Не так давно я узнала, что в хрестоматийной песне маленькой елочке «нравится это торжество», а мы «весело, весело встретим Рождество».

Плакат 1927 года

А теперь много поколений людей в нашей стране выросли с воспоминаниями именно о новогодних, а не рождественских праздничных днях. К счастью, мы нашли свою дорогу к Рождественскому вертепу – кто в детстве, а кто и гораздо позже. И теперь мы ждем не боя курантов, а простых, торжественных и непостижимых слов: «С нами Бог!»

Но что делать с этим с детства любимым праздником, который теперь приходится на дни Рождественского поста, да еще вдобавок обезображен обязательным поклонением какой-то твари? «Будет год змеи, нам учитель рассказывал», – важно заявляет школьник, а на детскую елку обязательно приходит «символ года».

Очень больно и обидно от того, что учитель почему-то стесняется также настойчиво рассказывать о приближающемся Рождестве, о наших христославах и вертепах.

Еще одна традиция новогодних дней – наготовить всего и побольше, чтобы в этом изобилии еды и пития забыть обо всем трудном, больном и неизбежном. Что же делать верующему человеку? Демонстративно лечь спать? Или рискнуть погулять под взрывы фейерверков? Сделать вид, что это просто будний день? Все варианты возможны. Но кто-то выбирает в эту ночь иное – Литургию в храме.

Новая благочестивая традиция

«В уставе, конечно, нет никаких указаний на совершение ночной Литургии. И 31 декабря, и 1 января простые – будние дни, посвященные подготовке к Рождеству и памяти святых. Традиция собираться в храме в ночь с 31 на 1 родилась уже в постсоветское время как альтернатива и возможность выбора для верующих. И надо сказать, она нашла отклик у многих людей и в Москве, и в крупных городах, и в небольших райцентрах», – говорит епископ Чистопольский и Нижнекамский Пахомий.

Он ввел эту традицию еще на месте своего первого служения. Я хорошо помню, как в 2006 или в 2007 году пробиралась на службу в Саратовский Свято-Троицкий собор. Радость о встрече светского праздника подростки знаменовали взрывами сотен петард (из-за которых и приходилось пробираться), а взрослые – десятками блюд. На этом фоне обязательного веселья праздник в храме, и, правда, был очень скромным, постным и тихим. Однако несмотря на это, он собирал десятки прихожан.

«Для христианина привычно и правильно начинать новое дело с благословения Божия, с Причастия. И потому традиция совершать Литургию в новогоднюю ночь полюбилась многим», – вспоминает владыка Пахомий.

А после Литургии – общее чаепитие и общение, в котором, конечно, нет ничего зазорного.

«Когда человек только начинает свой путь воцерковления, ему свойственная некая категоричность. Она во многом оправдана, хотя и не обходится без перегибов. С годами, конечно, понимаешь, что путь к Богу у каждого свой. И не стоит обижать своих родственников грубым отказом разделить с ними праздник, навязчивыми нравоучениями. Мы должны находить свой путь, чтобы и пост соблюсти, и к родственникам любовь проявить, избегая при этом явных грехов», – советует владыка.

Ведь нашей целью является не борьба с Новым годом, а проповедь Христова Рождества. Проповедь на языке добра, любви и красоты.

Необычный праздник в храме

Традиция совершать Литургию в новогоднюю ночь, может быть, и довольно молода. Но размышления о том, как должно встречать новый год – и календарный, и своей жизни – мы находим уже в проповедях святителя Иоанна Златоуста: «Если у тебя чиста совесть, то ты имеешь постоянный праздник, питаясь добрыми надеждами и утешаясь упованием будущих благ; если же ты не спокоен в душе и виновен во многих грехах, то и при тысячах праздников и торжеств ты будешь чувствовать себя не лучше плачущих. Итак, если ты хочешь получить пользу и от начала новых месяцев, то поступай так: по окончании года возблагодари Владыку, что Он сохранил тебя до этого предела годов; сокрушись своим сердцем, исчисли время твоей жизни и скажи сам себе: “Дни бегут и проходят; годы оканчиваются; много пути нашего мы уже совершили; а что мы сделали доброго?”».

Супруги Акифьевы в храме довольно давно, но осознанно воцерковляться стали пару лет назад. И потому традиции, которые кто-то открыл для себя десятилетия назад, входят в их жизнь только сейчас. «Два года назад, проезжая вечером мимо Свято-Никольского собора в Чистополе, я обратил внимание на то, что в окнах горит свет. Это как-то вроде бы мимо прошло, но интерес остался: что там интересно происходит? Праздник ведь», – вспоминает Олег.

На следующий год супруги отправились погулять в парк и случайно узнали, что на архиерейском подворье храма в честь Казанской иконы Божией Матери будет ночная служба. И решили – пойдем. Сейчас вспоминают, как необычно было изменить привычный порядок празднования.

«Смотрю на часы – Новый год наступил, на улице палят фейерверки. А в храме Литургия начинается. Ну, я шепотом жену поздравил», – улыбается мой собеседник. А потом было чаепитие, доброе общение и понимание: «Это был самый необычный праздник и самый запомнившийся».

И никуда не делся от супругов накрытый к празднику стол, и общение с друзьями, и все остальное. Но теперь все оно обрело особый вес и глубину, потому что в начале было положено главное – благодарность Богу за прожитый год и молитвы о годе грядущем. Потому задолго до наступления праздника решили – в этом году тоже в храм пойдем.

Фото сайта culture.ru

***

С Новым годом – с новым счастьем! Так часто звучит в новогодние дни. Но о каком счастье мы мечтаем? Порой на этот вопрос и не услышишь ответа. Еще сложнее понять, почему оно – новое и необычное – должно возникнуть у нас, не обновленных покаянием и трудом над своим сердцем.

«Один Господь Иисус Христос, как Ходатай Бога и человеков; может опять привести нас к Богу-Отцу Своему и возвратить нам истинное в Нем счастие; и – это приведение к Богу совершается в благодатном Его Царстве на земле, т. е., в Его единой, святой, соборной и апостольской Церкви: здесь есть все средства к тому, чтобы человека, умерщвленного грехом, оживотворить, ослепленного – просветить, заблудшего – наставить, израненного – уврачевать, печального – утешить, бедствующего сделать опять счастливым», – писал в свое время епископ Воронежский и Задонский Анастасий.

Потому правильно и уместно в первые секунды нового года услышать возглас: «Благословенно Царство Отца, и Сына и Святого Духа». И попросить у Господа обновления сердца, ожидающего Христова Рождества.

Марина Шмелева

Азбука веры