Публикации Успение Богородицы – день Ее славы
ЗАКАМЬЕ ПРАВОСЛАВНОЕ

Официальный сайт Чистопольской епархии

  • Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
  • Татарстанская митрополия

По благословлению епископа Чистопольского и Нижнекамского Пахомия

Успение Богородицы – день Ее славы

Успенский пост, который проходит с 14 по 27 августа, готовит верующих к Успению Богородицы. К Ее торжественному переселению в вечность. На протяжении всей Своей жизни Матерь Божия не расточала душевных богатств, и потому смерть стала для Нее не мучением, а долгожданной встречей с Сыном, Которого любила Она больше всего на свете.

О христианском отношении к смерти

В христианской традиции день празднования памяти святого – это день его смерти, а не рождения. «Вот скоро настанет мой праздник: / Последний и первый мой пир», – пел в свое время архимандрит Роман (Тамберг). «Но разве можно радоваться чей-то смерти?», – воскликнет читатель в недоумении. Ответ зависит от того, как мы понимаем жизнь. Что она для нас: бессмысленное течение времени, исполненное тревог и забот о материальном благополучии? Или путь от рождения до Небесного Царствия, где предстоит дать отчет о том, как ты распорядился отпущенным тебе временем жизни?

Бог смерти не создал. Первые люди Адам и Ева, поверив не Богу, а диаволу, сами отворили двери греху, болезням и смерти. А Господь смерть победил. После Распятия и Воскресения Христова смерть для христианина стала как бы мирным сном, после которого настает радостное утро всеобщего воскресения. Недаром ведь и слова мы слышим такие – успение, покойный, упокой.

И если человек живет праведно, старается бороться со злом в своей душе, то гроб для него станет лестницей к Небу, как поется в одной из стихир на праздник Успения Пресвятой Богородицы. «О, ди?вное чу?до!/ Исто?чник Жи?зни/ во гро?бе полага?ется,/ и ле?ствица к Небеси? гроб быва?ет./ Весели?ся, Гефсима?ние,/ Богоро?дичен святы?й до?ме./ Возопие?м, ве?рнии,/ Гаврии?ла иму?ще чинонача?льника:/ Благода?тная, ра?дуйся,/ с Тобо?ю Госпо?дь,/ подая?й ми?рови Тобо?ю ве?лию ми?лость».

Почему же Бог не сделал хотя бы так, чтобы все люди умирали в глубокой старости, успев приготовиться к вечности? Преподобный Амвросий Оптинский пишет в ответ на этот вопрос: «Господь тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление».

Этот момент может наступить у каждого человека в свое время: кто-то в младенчестве уже готов, а кому-то и в зрелом возрасте еще трудиться и трудиться над собственной душой. А бывает так – не забери Господь доброго юношу, он на очередном жизненном повороте собьется с пути и принесет много зла и себе, и окружающим. Кроме того, для окружающих смерть близкого становится напоминанием: «Помни о смерти, человек. Помни, что и тебе придется дать отчет о своих грехах!»

Смерть как победа

Душа человека вечна. А значит, она рождается дважды: когда человек появляется  на свет и начинает свою жизнь здесь, на земле, и когда он умирает, и душа начинает жить в вечности. Вернее, продолжает, ведь все, что она накопила в земной жизни, пойдет с ней и в вечность…

Рождаются люди все одинаково беспомощными  младенцами, а вот к итогу своей жизни подходят очень разными. Кто-то погибает героем, спасая жизнь близких, а кто-то – убегая от опасности. Кто-то всю жизнь посвятил заботе о людях, бескорыстному служению обществу, а кого-то интересовала лишь забота о самом себе. Причем ни про кого нельзя сказать точно: добрым или злым человеком закончит он свою жизнь. Как советует преподобный Ефрем Сирин: «Прежде кончины никого не ублажай, и прежде смерти ни в ком не отчаивайся».

Каждый человек, прожив жизнь, приобретает друзей, знакомых, родственников. А, следовательно, добрую или злую память о себе. Когда он умирает, все это открывается без всяких прикрас. Часто мы думаем о людях в определенном ключе – не важно, положительном или отрицательном. Но смерть, погребение открывает нам истинную картину. В одно мгновение мы вдруг понимаем, кого мы потеряли, кто покинул нас.

Смерть подобна итоговому сражению за свою душу, но готовится к нему человек всю жизнь. Это сражение заканчивается либо победой, либо поражением. Для Богородицы этот день стал настоящим торжеством, днем Ее смертной славы. «Ди?вны Твоя? та?йны, Богоро?дице:/ Вы?шняго престо?л/ яви?лася еси?, Влады?чице,/ и от земли? к Небеси? преста?вилася еси? дне?сь./ Сла?ва Твоя? боголе?пная,/ богоподо?бными сия?ющи чудесы?./ Де?вы с Ма?терию Царе?вою,/ на высоту? вознеси?теся./ Благода?тная, ра?дуйся,/ с Тобо?ю Госпо?дь,/ подая?й ми?рови Тобо?ю ве?лию ми?лость», – воспеваем мы в этот день..

Если в Рождестве мы славим подвиг веры Ее родителей, во Введении во храм размышляем о Ее воспитании, в Благовещении прославляем в юной Деве зрелое смирение, то перед смертью видим величественный облик Богородицы. В этот день заканчивается земной путь Божией Матери, полный испытаний и скорбей. Она умирает, отдавая, таким образом, долг человеческой природе  –  в отраду и утешение всем нам. Чтобы мы знали – смерть для нас неизбежна, но в то же время она не является для человека злом.

Настоящая вечная память

Жизнь Богородицы – пример совершенной учебы в школе жизни. Она образец для каждого из нас. Чудесное рождение, воспитание в храме, высокое материнство, смиренная жизнь в тени Своего Сына – все сделало Ее совершенным человеком. Душу Матери Божией можно сравнить с прекрасным дворцом.

Божия Матерь неустанно проповедовала Евангелие, исцеляла людей, заботилась о новообращенных христианах. Убеждать людей в истинности Христовой веры Она могла и без всяких слов: одного взгляда на Нее было достаточно, чтобы все понять.

Незадолго до кончины Богородица возвратилась в Иерусалим. Она подолгу молилась на тех местах, которые были связаны с Жизнью Спасителя, всей душой стремясь к Небу. И однажды во время молитвы явился Ей снова, как и много лет назад в день Благовещения, Архангел Гавриил. Он открыл Деве Марии, что на земле Ей осталось пребывать всего три дня. Богородица рассказала об этом апостолу Иоанну Богослову, а тот известил апостола Иакова, брата Господня, и через него всю Иерусалимскую Церковь. «Богому?дрии, собери?теся, лю?дие:/ Бо?жия бо сла?вы Селе?ние от Сио?на преставля?ется к Небе?сному жили?щу,/ иде?же глас чист пра?зднующих,/ глас несказа?ннаго ра?дования, и в весе?лии вопию?щих Христу?:/ препросла?вленный отце?в и наш Бо?же, благослове?н еси?», – читаем мы в каноне праздника.

Многое может сказать о жизни человека обстоятельства его ухода из этого мира. Для Той, что была так незаметна и тиха при жизни, смерть стала днем настоящей славы. Как сказал в день Успения  Пресвятой Богородицы Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «О Ней мало что известно из Евангелия, Она будто была в тени. Ее слава начинается у Креста, когда Она вместе со Своим Сыном разделяет страдания. Ее слава возрастает тогда, когда Христос уже не на земле, и вокруг Нее собираются первые христиане. И особенно ярким это почитание Богоматери было в день Ее кончины. И с того мгновения и началось особое почитание Богоматери в Церкви христианской, которое передается из поколения в поколение».

Как часто бывает, что живет человек шумно, имя его у всех на слуху, а обстоятельства жизни у многих на устах. А умер – и растворилась его слава,. Кого отцы считали «звездой» и повелителем умов, дети уже не могу вспомнить даже по имени. Для Той, что была так незаметна и тиха при жизни, смерть стала днем настоящей славы и началом вечного почитания среди людей. Вот почему мы с особой тихой радостью празднуем Ее Успение.

***

Покидая этот мир, человек хочет оставить о себе добрую память. Кто-то – наказ своим детям, внукам, близким. А что оставляет нам Пресвятая Богородица? В Канне Галлилейской Матерь Божия произносит Свою саму важную заповедь: «Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин. 2, 5). Это и есть завещание Богородицы людям – исполнять то, что говорит нам Господь, соблюдать святые заповеди, жить по совести и поступать так, чтобы в конце не стыдно было предстать перед Ним и людьми без прикрас. Тогда и наша смерть – неизбежный итог всякого земного пути – станет тихим и радостным успением.

Марина Шмелева

Азбука веры