Публикации Крест – верных утверждение
ЗАКАМЬЕ ПРАВОСЛАВНОЕ

Официальный сайт Чистопольской епархии

  • Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
  • Татарстанская митрополия

По благословлению епископа Чистопольского и Нижнекамского Пахомия

Крест – верных утверждение

В Римской империи крест – орудие позорной, мучительной, рабской казни. В христианском мире – Крест орудие спасения от греха и смерти, оружие духовной победы, предвестник Христова Воскресения. В церковных песнопениях мы обращаемся ко Кресту, словно к одушевленному предмету, так велико благоговение христиан и так велика надежда на помощь Пострадавшего на нем.

Три поклонения Кресту

Недаром трижды в год выносим мы в центр каждого православного храма Крест. В середине Великого поста, чтобы воодушевить верующих на духовные подвиги и напомнить о приближающейся Страстной седмице – времени страданий Христа, за которым неизбежно следует Его Воскресение. 27 сентября, когда вспоминаем обретение Креста равноапостольной царицей Еленой. Уже столетия отделяют от Крестной Жертвы, но Крест все также животворит, он становится знамением и символом новой христианской империи. И 14 августа – идут столетия, но Крест для христиан по-прежнему и поддержка, и радость, и утешение.

14 августа – происхождение честных древ Животворящего Креста Господня. Необычное название, не правда ли? «Есть несколько версий возникновения этого праздника, – рассказывает епископ Чистопольский и Нижнекамский Пахомий. – Когда-то в Константинополе, чтобы оградить жителей от разных эпидемий и болезней, по городу носили Распятие с частицей Животворящего Креста Господня. Крест выносили в начале августа и ходили с ним в течение нескольких недель. В XII веке при императоре Мануиле в Византии была одержана победа над варварами. По указу императора с того времени в этот праздник стали совершать торжественный благодарственный молебен. На Руси в XII веке благоверный князь Андрей Боголюбский одержал победу над волжскими булгарами. Господь укрепил князя на это сражение, и потому поклонение Кресту с большим размахом стали совершать на Руси».

Прошло девять столетий, мы все также совершаем поклонение Кресту. Но с размахом ли? С осознанием ли того, что именно в Кресте наша главная опора и надежда?

Крестный путь Успенского поста

Успение Богородицы завершает церковный год. Верующему человеку свойственно подвести итог – что было сделано, чего добился, а что упустил. Это, прежде всего, душевная, духовная работа. Чтобы справиться с ней нужно особое, духовное укрепление.

Путь Успенского поста начинается с молитвы у Распятия – с праздника происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Накануне, вечером 13 августа в центр храма выносят крест, верующие совершают земные поклоны, целуют с молитвой святыню, чтобы Господь укрепил и даровал силы на труд ко спасению души.

Три праздника – 14 августа Всемилостивому Спасу, 19 августа Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и 29 августа  перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Спасителя – как бы обрамляют и связуют Успенский пост.

И потому весь Успенский пост – крестный. В начале Успенского поста мы износим на середину храма Крест, напоминая верующим о его целительной и животворящей силе. В середине поста Преображение Господне. На Фаворе, облистанный неземным светом Христос беседует о Своем Кресте, который ждет Его в Иерусалиме. И для апостолов слава Христова сияния – подготовка к Его Крестным мукам. Об этом мы слышим в кондаке праздника: «На горе преобразился еси, якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное». Праздник Нерукотворного Образа Спасителя, завершая наш постный путь, тоже крестный праздник. Пречистый лик Спаса светит нам на фоне Креста.

Церковь готовит нас Крестом к принятию тайны исхода Божией Матери. Потому что Ее Успение – это победа Христова Креста и торжество Его Воскресения. Чтобы сердцем прикоснуться к этой великой тайне, нужно подготовить его постным подвигом. Ибо по слову преподобного Исаака Сирина: «Дух не покоряется кресту, если прежде не покорится ему тело».

Силою Креста Твоего сохрани нас, Господи

И вот мы снова вступаем на путь Успенского поста. Церковный годовой круг – удивительное время, он соединяет вечность и время, разные эпохи, народы и личное измерение. И вот мы, как и современники императора Мануила или благоверного князя Андрея, вновь поем: «Дне?сь ра?дуется ве?рных мно?жество Боже?ственное: / явля?ется бо Небе?сный Крест конце?м, / осиява?ет тве?рдь све?том непристу?пным, / возду?х озаря?ет, / и земли? лице? украша?ет. / пое?т Боже?ственными пе?сньми це?рковь Христо?ва, / слу?жит почита?ющи, / свы?ше ю? соблюда?ющий / Крест Боже?ственный и пречу?дный. / его?же си?лою укрепля?еми, / Влады?це присту?пим зову?ще: / умири? ми?р, и просвети? ду?ши на?ша».

Прошли столетия, но мир качественно не изменился. И сегодня мы нуждаемся в умирении мира, и сегодня просим помощи в дни смертоносных эпидемий и стихийных бедствий, и сегодня благодарим, когда наступил этот самый мир или болезнь отступила. С одной лишь (и очень печальной) приметой времени – не с размахом просим и не всенародно благодарим. Казалось бы, что грознее тех событий, которые сегодня переживает Отечество наше? Как призывают они нас к Распятию – молить о прощении и помощи, защите и чудесном избавлении. Но слышим ли мы этот призыв?..

«Крест Тво?й Го?споди, / ра?й отве?рзе ро?ду челове?ческому, / и от истле?ния изба?вльшеся, / Тебе? распе?ншагося пло?тию Бо?га на?шего пое?м, // поми?луй на?с», – услышим мы в праздничный день. Как изменились мы, даже те, кто ежедневно носят крест на груди, раз не в Его Кресте ищем помилования, а в собственной силе. И даже так часто ощущаемое бессилие не служит нам уроком.

Но в тоже время нельзя, конечно, видеть во Христе Помощника в наших земных войнах и противостояниях, не для того пришел Он в мир. «Да ра?дуется тва?рь и игра?ет: / дне?сь бо облиста? Крест в конце?х с Небе?се?, / земна?я просвеща?я, / и совоку?плены показа? расточе?ныя. / дне?сь лику?ют с ли?ки а?нгельскими челове?цы, / и?бо браня?щее средогра?дие / Кресто?м разоре?но, / во еди?но вся? я?ве совокупи?. / те?м предсия?я па?че со?лнца, / всю? тва?рь просвеща?ет благода?тию, / и уясня?ет и спаса?ет / ве?рно того? чту?щия». Главное средоградие – преграда – грех, разделяющий мир и раздирающий единство людей. Именно ради победы над ним пришел в мир Господь, именно в нем причина всех войн и смертоносных язв. Их нельзя исцелить прекраснодушными лозунгами, для исцеления мира понадобилось страшное орудие казни и Крестная Жертва Создателя. Именно об этом мы вспоминаем 14 августа, молясь об умирении мира и спасении Отечества нашего.

Марина Шмелева

Азбука веры