Падения и победы, радость и уныние – так часто эти состояния сменяют друг друга. Особенно в дни поста, который мы сейчас переживаем. О тонкостях духовной брани, о помыслах и воле к победе мы вновь беседуем с епископом Пахомием.
– Владыка, насколько человек должен входить в исследование своих грехов и страстей?
– Здесь многое зависит от самого человека, образа его жизни и меры, в которую он может войти. Нужно придерживаться среднего, так называемого царского пути, когда человек по слову преподобного Силуана Афонского держит свой ум во аде и не отчаивается, т.е все время себя понуждает к смирению, приводит себе на память свои грехи, но при этом не отчаивается не опускает руки, продолжает сражаться. Это как в любом сражении на войне. Армия, которая перестает верить в свои силы, проявляет трусость, неподготовленность, терпит поражение. Побежали солдаты – все! Сражение будет проиграно. Поэтому как бы ни было тяжело, нужно стоять, терпеть, трудиться, но не возноситься помыслом, не гордиться.
– Отсечение дурных помыслов есть необходимое условие борьбы со страстями. Как бороться с помыслами?
– Это очень сложно. Борьба с помыслами – удел совершенных. Удел несовершенных – неприятие помыслов, необщение с ними. У святых отцов есть пример, когда некий старец, ведя внутреннюю брань, достиг такого совершенства, что приходящий помысел специально пускал в свое сердце и начинал с ним внутреннюю борьбу. Это настоящая духовная удаль. Человек начинающий ни в коем случае не должен принимать помыслы. На них нельзя обращать никакого внимания. Иногда человек говорит: «Мне приходит в голову мысль, что я никому не нужен в этом мире», т.е. помысел самоубийства. Не надо быть святым прозорливцем, чтобы понять, откуда он. Явно же не от Бога. Самоубийство – самый страшный грех! Не ум твой порождает это, а диавол. Вполне возможно, что своей тоской, унынием и самолюбием ты подготовил почву, чтобы тебе такой помысел бросили, и он тут же начинает пускать корни.
Вдруг пришел в голову помысел: «Какой ты богатый человек!». Что это за глупость? Я же знаю, что я не богатый. Или: «Да ты профессор!». Ну да, с тремя классами образования. Эти помыслы вряд ли найдут пищу в душе у этого человека, и диавол, конечно, это знает. Он искушает нас тем, что может найти себе сродное в нашем сердце и душе. Есть у человека предрасположенность к гневу, ему подбрасывается именно этот помысел. У одного человека душа более мягкая, у другого жесткая, кто-то любвеобильный, а кого-то ничем не согнешь и не сломаешь. Диавол это видит и подбрасывает нам именно те искушения и помыслы, которые могут найти пищу для себя. Поэтому когда враг начинает всеивать в нас помысел явного греха, не надо сомневаться, откуда он.
Но есть более тонкие помыслы и ситуации, в которых порой оказывается человек. Для этого есть наука трезвения, в которой христианин обязательно должен возрастать и учиться. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что нужно научить свой ум как бы «плавать» в Евангелии. Опыт сравнения приходящих мыслей с Евангелием и называется трезвением. Пришла какая-то мысль, мы должны сравнить ее с Евангелием. Что это – зло или добродетель? Огромное количество помыслов, которые приходят в душу человека действуют как помехи при настройке радио. В голове человека «радиостанций» не так много, а вот помех целая куча. С ними надо бороться Иисусовой молитвой. Очень важно уметь занимать свой ум. Ум ничем не занятым быть не может. Он всегда находится в поиске, в размышлении. Даже когда засыпаем ночью, тело спит, а ум бодрствует. Поэтому нужно все время трезвиться, очищать свой ум молитвой, вниманием по отношению к себе. Что такое непрестанная молитва? Это постоянное пребывание с Богом в своем сердце.
Чтобы приучить себя к этому, нужно читать Евангелие, молиться и исповедовать греховные помыслы. Помыслы бывают разные. Одно дело, если случайная мысль пришла на ум, а бывает, придет какая-то мысль в голову, которая тебе покоя не дает. Ты пытаешься не принимать ее, а она снова и снова возвращается. В этом случае лучшим помощником будет исповедь. Когда исповедник обнажает перед духовником этот помысел, он теряет свою силу. Особенно, если это помысел против духовника. Исповедь, открытие своей совести – очень действенный способ борьбы с помыслами.
– Владыка, можно ли понять, что духовно преуспеваешь?
– Если человек чувствует свое духовное преуспеяние – то, как он много трудится, молится, кается, ему кажется, что он действительно добился чего-то высокого – то это первый признак того, что он находится в опасном положении, в состоянии близком к прелести, гордости. На самом деле Господь скрывает от человека его преуспеяние, тем самым не давая ему возгордиться. Есть масса примеров, когда начинающий свою церковную жизнь христианин приходит к священнику и говорит: «Чем больше я исповедуюсь, тем больше вижу свою греховность». Это действительно так. Человек, вступающий на путь брани со своими страстями, с каждой последующей исповедью все глубже и глубже начинает видеть свое духовное состояние и то падение, в котором оказалось человечество. Таким образом, Господь помогает человеку, открывает ему настоящее понимание того, что с ним происходит. Чем больше христианин видит своих грехов, тем ему сложнее возгордиться.
С другой стороны есть и другая опасность – впадение в уныние, отчаяние, когда человек говорит: «Ничего не получается! Ничего со мной не происходит!». Тогда вся его духовная работа оказывается выполненной впустую. Чтобы этого не случилось, Господь посылает нам некие утешения, в виде произошедших перемен, которые можно в себе заметить. Например, на первоначальном этапе церковного пути человеку приходится оставлять очевидные, тяжелые страсти и грехи. Он разрывает какие-то греховные связи, порочные отношения. Это очень серьезный шаг, большое движение, которое делает человек навстречу Богу. В тот момент, когда это происходит, он, может, этого даже и не ощущает, но обернувшись спустя какое-то время назад, может увидеть, что действительно в его жизни произошли определенные перемены. А дальше многое зависит от того, насколько мы будем стараться смиряться перед Богом. Не надо ждать быстрых результатов, но приготовиться к тяжелой, многолетней осаде, которую нужно выдерживать. При этом не унывать, стремиться к Богу и понуждать себя трудиться.
Беседовала Наталья Комиссарова