Публикации Первые дни Страстной – не пропустить
ЗАКАМЬЕ ПРАВОСЛАВНОЕ

Официальный сайт Чистопольской епархии

  • Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
  • Татарстанская митрополия

По благословлению епископа Чистопольского и Нижнекамского Пахомия

Первые дни Страстной – не пропустить

Великие, пронзительные и очень глубокие дни Страстной седмицы. Время, которое нужно постараться посвятить воспоминанию о Евангельских событиях. И лучше всего это сделать в храме. Ведь именно событиям Страстной великие песнотворцы нашей Церкви посвятили свои духовно гениальные и вместе с тем очень близкие и по-человечески понятные песнопения.

Чертог Твой вижу, Спасе мой…

Четверг, пятница и суббота на Страстной седмице посвящены таким воспоминаниям, насыщены такими событиями, что их верующие стараются не пропустить. А вот понедельник, вторник и среда как бы отходят на второй план, становятся временем для домашних хлопот. Между тем и эти дни имеют свою особенную красоту, потому не пожалеет тот, кто выберет в них время для храма. Тем более в этом году они выпадают на государственные выходные.

«Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя» (ексапостиларий).

По древней традиции, церковный день начинается с вечера, и потому уже вечером в воскресенье мы попадаем в особенную атмосферу первой половины Страстной. Только что было шумное торжество Входа Господня в Иерусалим, и вот уже тишина и чтение Евангелия. Много Евангелия – ведь в первые три дня мы вспоминаем о том, как Христос учил народ в Иерусалимском храме.

И принимая восхваление с криками «Осанна», и наставляя людей, Спаситель уже видел впереди Свой Крестный путь.

«Страстей Господних начатки настоящий день светлоносит. Приидите убо празднолюбцы, усрящим песньми: Создатель бо грядет Крест прияти, испытания и раны, Пилатом судимь. Темже и от раба ударен быв по главе, вся терпит, да спасет человека. Сего ради возопиим Ему: Человеколюбче Христе Боже, прегрешений даруй оставление покланяющимся верою пречистым Страстем Твоим» (Седален Великого Понедельника).

В понедельник мы вспоминаем Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет за 20 сребреников. И спасшего свой народ от гибели во время голода. Многие события из его жизни прообразовали земную жизнь Христа. Песнотворцы сравнивают с проданным в Египет юношей нашу душу, проданную в рабство греху, и просят Бога спасти и очистить, дабы прикоснуться к великой тайне Крестных страданий. А самого Иосифа, избежавшего в рабстве соблазна прелюбодеяния со знатной египтянкой, противопоставляют Адаму:

«Вторую Еву египтяныню обрет змий глаголы, тщашеся ласканьми запяти Иосифа. Но той, оставив ризу, бежа греха, и наг не стыдяшеся, якоже первозданный прежде преслушания. Того молитвами, Христе, помилуй нас».

Проклятие бесплодной смоковницы Проклятие бесплодной смоковницы

Особенность богослужения этих дней – многократные повторения текстов и смыслов, чтобы настроить на внимание нашу душу. Мы вновь и вновь призываем ее покаяться, принять в пример житие добродетельное и убояться посечения за грехи. Проклятие неплодной смоковницы – еще одно воспоминание понедельника:

«Изсохшия смоковницы за неплодие, прещения убоявшеся, братие, плоды достойны покаяния принесем Христу, подающему нам велию милость» (Стихира на стиховне Великого Понедельника).

Смоковница – символ человеческой души. Доброе дерево обязано, по слову Господа, приносить плоды добрые. Также как человека можно назвать добрым, только когда он добро творит, а не мечтает о нем. Кроме того, этот случай – видимое предупреждение иудеям, искавшим смерти Спасителя. Почему Он вызывал в них такую ненависть? Потому что их вера в Бога также стала бесплодной. Они соблюдали внешние правила, но не приносили духовных плодов – истинного покаяния, веры и добрых дел. А самое главное, они не имели живой любви к Богу и людям.

Встречая Небесного Жениха

Притча о десяти девах Притча о десяти девах

Великий Вторник посвящён обличению книжников и фарисеев, беседам и притчам Спасителя о дани кесарю, Страшном Суде, воскресении, десяти девах и талантах. Церковь направляет нас к сердечному сокрушению и внимательной жизни.

На Страшном Суде Господа встретят все люди, верили они в Него или не верили, ждали или не ждали. Но душа христианина ждет не просто Судию, а своего Небесного Отца, которого узнала уже в этой жизни. Память о встречах с Ним горит неугасимым светильником, и теперь одна остается забота: поддержать светильник, чтобы хватило ему елея, чтобы не угас он во всю глубокую ночь жизни. А елей для нас – милосердие и добрые дела. Этому учит нас притча о десяти девах.

Мы слышим в эти дни о брачном пире и просим у Бога стать причастниками Его небесной радости. Кроме песнопения «Се Жених грядет в полунощи», ставшего для нас символом монашеской полунощницы, звучит множество текстов, в которых и мольба не лишить нас пира, и увещевание к душе – не дремать, не лениться, ждать.

«Что унываеши, душе моя окаянная? Что мечтаеши безвременно попечения неполезная? Что упражняешися к мимотекущим? Последнейший час есть отселе, и разлучитися имамы от сущих зде. Дондеже время имаши, возникни зовущи: согреших Ти, Спасе мой, не посецы мене якоже неплодную смоковницу, но яко благоутробен Господи, ущедри со страхом зовущую: да не пребудем вне чертога Христова» (икос Великого Вторника).

Преодолев поприще поста и взирая на свою душу, мы, скорее всего, найдем мало поводов для утешения. И леность, и уныние, и раздражение. И нерачительное использование данных Богом даров, и мало елея добрых дел. Но, вопреки всему, мы надеемся на милость Спасителя и нуждаемся в Его помощи:

«Женише, добротою красный паче всех человек, призвавый нас к трапезе духовней чертога Твоего, нелепый мой зрак прегрешений совлецы причастием страданий Твоих: и одеждею славы украси в Твоея красоты, сообедника светла мя покажи Твоего Царствия, яко Милосерд» (стихира на стиховне Великого Вторника).

Предательство ученика и милость грешницы

Жена, омывающая ноги Христу Жена, омывающая ноги Христу

В Великую Среду – день предания Христа на страдания и смерть – совершается память жены-грешницы, помазавшей Господа миром и приготовившей Его тем самым к погребению. Образ Иуды и образ жены-грешницы, предательство и любовь, сребролюбие и стремление все отдать Господу – богослужение в среду становится все напряженнее, словно тетива натянутого лука. Туча грядущих темных дней все ощутимей, песнопения приобретают более яркую эмоциональную окраску.

«Иуда льстец, сребролюбия рачительствуяй, предати Тя, Господи, Сокровище Живота, лестно поучашеся, отонудуже и упився, течет ко иудеом, глаголет беззаконным: что ми хощете дати, и аз вам предам, во еже распяти Его?» (седален Великой Среды)

Каких только нелестных эпитетов, укоров и восклицаний не звучит в адрес ученика-предателя! Вплоть до того, что лучше бы ему и не быть зачатым в утробе матери. Но видится здесь не злость, а ужас и жаркая мольба – пощади нас, Господи, от такого предательства, сохрани нас от богоборчества. Потому что всякое может случиться, потому что начатки иудина греха есть и в каждом из нас. И только благодать Божия может спасти и сохранить.

Совсем иной образ кающейся грешницы. Ничего не выгадывая и не выпрашивая, она приходит к Спасителю, всем сердцем поняв, в Ком искать защиту от «разжжения блуда невоздержанна, мрачного же и безлунного рачения греха». Бескорыстный поступок грешницы, которую иудеи презирали до брезгливости, еще более оттеняет циничное сребролюбие ближайшего ученика. Как о носящей миро будут, по слову Спасителя, вспоминать веками, так и предательство Иуды сделает его имя позорно нарицательным.

Иуда. Художник: И.Е. Репин. 1885 г. Иуда. Художник: И.Е. Репин. 1885 г.

Служба этого дня составлена разными песнотворцами, и каждый из них вкладывает в уста кающейся грешницы свои собственные слова покаяния. Последняя и самая длинная из одиннадцати стихир этого дня – «Господи, яже во многия грехи впадшая жена» – принадлежит инокине Кассии – женщине-гимнографу, написавшей часть канона Великой Субботы.

«Прими моя источники слез, Иже облаками производяй моря воду. Приклонися к моим воздыханием сердечным, приклонивый небеса неизреченным Твоим истощанием», – молит она Христа.

«Душеспасче Спасе мой, да мя рабу Твою не презриши, иже безмерную имеяй милость», – завершает инокиня Кассия свое песнопение.

В этом слове – Душеспасче – выражена вся суть подвига Христа, пришедшего в наш мир, чтобы спасти душу каждого человека от вечной погибели.

Вдумываясь в эти слова, произнося их от имени кающейся грешницы, мы как бы входим в эти священные события, становимся их свидетелями и участниками. И уже не можем остаться в стороне от следующих дней Страстной седмицы.