Возлюбленные о Христе всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
От всей души приветствую вас в эту светозарную ночь, согретую чудом – великим и торжественным, личным и сокровенным. «Наста же время Рождества», – и с этим событием я сердечно поздравляю каждого из вас.
Событие, которого тысячелетия ждали люди, апостол и евангелист Иоанн Богослов описывает кратко: «Слово плоть бысть» (Ин. 1,14). В этих словах – таких простых и ясных – вся высота и глубина православного богословия о воплощении Сына Божия. Богословия, которое так часто непонятно людям высокоумным, но открывается простым сердцам, любящим Господа.
Когда на земле происходит что-нибудь новое и чрезвычайное, то мы стараемся понять: почему и зачем оно произошло? Что теперь делать нам? «Странное Рождество видевше, устранимся мира, ум на небеса преложше: сего бо ради высокий Бог на земли явися смиренный человек, да нас привлечет к высоте», – слышим мы ответ в акафисте Пресвятой Богородице. Сложно, но необходимо не только умом, но и сердцем принять этот призыв: от земли на небо, от суетного к вечному, от мнимого к настоящему. К рождественскому вертепу привело нас постное странствие, цель которого все та же: от плотского к духовному, навстречу Богомладенцу Христу!
«Ни ходатай, ни Ангел, но Сам Бог и Господь явися во плоти, да нас к высоте привлечет. Кто создал нас, Тот пришел и воссоздать нас... и цель пришествия выше всего. Для нас довольно было быть восстановленными в первое достояние, но для Него мало! Восстановив, Он хочет потом нас возвести к такому совершенству, которого мы прежде не имели», – пишет святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический. Дай Бог и каждому из нас особенно в эти святые дни почувствовать жажду небесного. Не увлекаясь только внешними атрибутами праздника, порадоваться его глубине.
Особый трепет рождает в нас и ожидание великого события, и прекрасные песнопения, в которых раскрывается его суть. «Христос во плоти – с трепетом и радостью возвеселитесь, с трепетом по причине греха, с радостью по причине надежды», – поясняет святитель Григорий Богослов. Сегодня наш мир страдает и стонет, охваченный огнем противостояния, вражды и ненависти. И, устав от самого себя, очень нуждается в надежде на милость Божию, на победу добра и справедливости, любви и милосердия, которая без Господа невозможна. Мы молимся сегодня Богу и о павших, и о переживших боль, страдания, потери, потому что главный фронт для христианина – молитвенный, ибо «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 12). Что не исключает, конечно, нашего труда на благо Отечества земного.
«Христос раждается прежде падший воскресити образ», – и как бы ни были возвышенны, а для многих и непонятны эти слова, только в этом воскрешении человеческого образа залог истинного спасения и преображения. Слишком долго люди верили в безбожное добро, в существование гуманного мира, основанного на разуме, но не может простое знание спасти пораженный грехом мир. Сделать это может только Христос, которого с любовью и радостью встречаем мы в святые дни Рождества.
Он подарил нам так много, придем же и мы с дарами к Его яслям. «Что Тебе принесем, Христе?» – призыв, обращенный к каждому сердцу, услышим мы во время богослужения. Весь мир приносит: ангелы – пение, небеса – звезду, земля – пещеру. Что же принесем мы? Наше любящее Спасителя сердце.
«Я ощутил, что ныне – хотя бы ныне, в эти великие праздники, – неприлично, не подобает даже думать о себе. Вообще, ни о чем „своем“ не нужно заботиться. Теперь нужно отдаться всецело – чувствам „о Нем“, о Боге, о Спасителе: пришел Царь Неба и земли; и к Нему нужно устремиться всецело, позабыв себя. Ныне Царь царей, Царь-Творец мира явился. Забудем же себя для Него. Это будет лучшее празднование», – советует митрополит Вениамин (Федченков). Давайте же последуем его совету.
В дни святок на приходах Чистопольской епархии пройдут праздничные богослужения и радостные встречи. Но я призываю всех вас, дорогие мои, выйти за пределы церковной ограды и пойти с вестью о Христе, пришедшем в наш мир, и в первую очередь к больным, страдающим, одиноким, потерявшим родных людей. Подарить им радость и сердечное тепло. Конечно, не забыть и о своих близких, к которым в первую очередь должна быть обращена наша проповедь. И пусть поначалу они не поймут язык высокого христианского богословия, язык любви и заботы понимают все.
От всей души желаю, чтобы в наступившем году Господь даровал мир Отечеству нашему, силы и помощь для созидательного труда, чтобы хранил Он нас от искушений и бед. Пусть святые рождественские дни в жизни каждого из нас станут временем молитвы, доброго общения, милосердия и любви. Христос на земле – встречайте!
Аминь.
Епископ Чистопольский и Нижнекамский Пахомий
Рождество Христово 2024/2025
г. Чистополь