Епископ Игнатий принял участие в секции «Православная культура в современной школе: проблемы и перспективы» в рамках Рождественских образовательных чтений в Москве

Епископ Игнатий принял участие в секции «Православная культура в современной школе: проблемы и перспективы» в рамках Рождественских образовательных чтений в Москве

28 января 2020 года, в рамках XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Великая Победа: наследие и наследники» в Белом зале Храма Христа Спасителя состоялась секция «Православная культура в современной школе: проблемы и перспективы». Мероприятие прошло в рамках направления «Деятельность Церкви в сфере образования и катехизации». Сопредседателями секции стали митрополит Казанский и Татарстанский Феофан и епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний. Кураторами выступили руководитель сектора основ православной культуры Синодального отдела религиозного образования и катехизации иерей Герман Демидов и заведующий научно-методическим кабинетом Отдела Игорь Метлик.

На секции присутствовали архипастыри Татарстанской митрополии епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий и епископ Чистопольский и Нижнекамский Игнатий, духовенство Казанской епархии, сотрудники епархиальных отделов образования и катехизации, директора и педагоги образовательных школ и православных гимназий митрополии. 

Со словом к участникам секции обратился митрополит Феофан. В начале своего выступления архипастырь отметил, что масштаб и высокий уровень представительства на Рождественских чтениях являются признаками духовного возрождения нашей страны.

Также, по мнению Его Высокопреосвященства, «Основы православной культуры не должны замыкаться в рамках чисто образовательной программы». «Именно через культуру мы многое можем сделать. Почему через культуру? Это четвертый класс и у детей развиты не столько логика и аппарат запоминания, сколько образное мышление. Через образы наиболее ярко могут быть усвоены истины Православия», — сказал митрополит.

Ярко и образно описывая преддверие битвы на Куликовом поле и само сражение, можно показать «роль Православной Церкви в деле спасения России, образец взаимодействия светской и духовной власти». Это также ответ людям, которые сегодня стараются вытеснить Церковь из общественного пространства, — заметил владыка Феофан. Ярким примером роли Православия в жизни нашего государства способна стать история Оптиной пустыни, влияния старцев на лучшую часть нашего общества. «Очень важно, чтобы дети через образы приобщались к пониманию красоты Православия, ведь нужно не просто дать сумму знаний, а привить любовь к вере наших отцов», — подчеркнул глава митрополии.

«Вы помните такую известную фразу, что в войне побеждают не генералы, а учителя, которые воспитали достойных граждан, — продолжил архиерей. — От учителя зависит закваска общества, то, каким оно будет формироваться. Духовное состояние нас, учащих, будет передаваться ученикам. Уча детей, очень важно самим учиться и совершенствоваться в духовной жизни».

В завершение своего выступления владыка Феофан поблагодарил педагогов за их самоотверженный труд, «на котором зиждется развитие церковной жизни».

В рамках работы секции с докладами выступили: иерей Герман Демидов, руководитель сектора основ православной культуры Синодального ОРОиК — «Социокультурные условия преподавания православной культуры в регионах РФ: состояние, проблемы, пути решений»; Игорь Метлик, заведующий Научно-методическим кабинетом Синодального ОРОиК, заведующий лабораторией развития воспитания и социализации детей Института изучения детства, семьи и воспитания РАО — «Нормативно-методическое обеспечение преподавания православной культуры в российской школе и проблемы его совершенствования»; Елена Теплова, заместитель директора Центра историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений Института социальногуманитарного образования МПГУ — «Подготовка и деятельность учителя православной культуры в современной школе: состояние, проблемы, направления решений»; Виктория Туфрина, доцент ПСТГУ, исполнительный директор проекта «Общероссийская олимпиада школьников по Основам православной культуры» — «Школьные олимпиады по православной культуре».

После первой части участники секции задали свои вопросы и обсудили доклады. 

Во второй части «Теория и практика преподавания православной культуры в школе» участники секций выступили с докладами.

В третьей части секции прошел научно-практический педагогический семинар «Школа целостного развития. Православная культура в образовательной деятельности сельской школы». Его провел иерей Владимир Мартышин, директор МОУ Ивановская СОШ с. Ивановское Борисоглебского района Ярославской области, старший преподаватель Ярославского государственного педагогического университета.

Автор: Пресс-служба Казанской епархии/Пресс-служба Чистопольской епархии.